Как у всякого транспорта, у велосипеда должен быть тормоз (более предпочтительным для многих являются дисковые), отвечающий за остановку в нужный момент.
При этом, они по возможности должны иметь небольшие размеры и вес. Кроме этого, нельзя забывать, что необходима регулировка дисковых тормозов на велосипеде в такой же мере, как ободных и других, чтобы не появился при торможении скрип.
Тормоза на велосипедах отличаются от автомобильных тем, что являются открытыми, поэтому на скрип владелец чаще обращает внимание. При появлении скрипа на дисковых тормозах, нужно устранить его причину, которая может привести к поломке.
Велосипеды с одной скоростью (детские, складные, городские) оснащаются задним тормозом втулочным.
Если планируются поездки по грязи, воде, снегу, желательно иметь дисковые, которые бывают дисковыми гидравлическими и дисковыми механическими.
У первых движение передается на тормозной механизм тросиком, у дисковой гидравлики его обеспечивает гидравлическая система.
Как устроены дисковые тормоза велосипеда?
Система дисковых тормозов состоит из:
- ручки, закрепленной на руле, назначением которой является приведение
- исполнительного механизма в действие;
- ротора тормозного диска;
- адаптера монтажной скобы, служащей для крепления к раме калипера;
- калипер исполнительный механизм, отвечающий за торможение;
- колодки – абразивные пластины, стопорящие ротор.
Особенности дисковой тормозной системы
Размеры ротора дисковой системы следующие: 140 мм, 160,180, 185, 200 и 220. При этом, чем больше диаметр, тем эффективнее торможение.
В то же время, диск большого размера ставится не на каждый велосипед:
- для горного байка, назначением которого являются съезды с холмов и поездки по лесным тропинкам, достаточным размером ротора будет 160 и 180мм;
- маунтинбайк, используемый для фрирайда, т.е. спусков со склонов, покрытых растительностью, «предпочитает» диски на 180 и 185 мм;
- для горных спусков (даунхилл) подойдут диски 200 и 220мм. При желании установить ротор самого большого размера, придется заменить старое колесо на то, что имеет самые короткие спицы.
Ручка в механических дисковых тормозах намного проще, чем на дисковой гидравлике, в корпусе которой стоит управляющий поршень. Помимо ручки, гидравлические тормоза включают гидролинию и калипер.
Гидравлика велосипеда бывает закрытой или с расширительным бачком, нуным для того, чтобы доливать масло. Он закреплен на ручке.
Какие тормоза эффективнее?
Дисковые, по сравнению с ободными, предпочтительнее, поскольку имеют:
- лучшую модуляцию, означающую лучший контроль тормозной силы, а еще проще- чувствительность срабатывания, по сравнению с клещевыми, кантиливерными и клещевыми;
- меньшую степень загрязнения. Грязи, влаги и снега попадает на ротор гораздо меньше, чем на обод;
- на работу не влияют «восьмерки» на колесах, потому что обод для них не является рабочей поверхностью;
- более продолжительный срок службы ободов, поскольку основной изнашиваемой деталью у них является ротор, замена которого не потребуется долгое время.
Если же сравнивать дисковые механические и гидравлические системы, первенство отдать стоит гидравлическим. Объясняется это тем, что используемый в механических тросик, тем более несмазанный, во время езды трется о рубашку.
В отличие от него, жидкость в гидролинии перемещается, не испытывая сопротивления, поэтому тормозить легко, даже нажав одним пальцем. К тому же, сжимаются тормозные колодки с большей силой, а затем, быстрее отпускаются.
Дисковые тормоза
Причина скрипа в дисковой системе могут скрываться в колодках. Причем, чем тверже материал, из которого они изготовлены, тем сильнее скрип.
Чтобы не допускать до этого, необходима регулировка дисковых гидравлических тормозов на велосипеде, содержание роторов в чистоте.
Если на нем имеются царапины, скрип становится сильнее. Повышается он и когда ротор изготовлен из мягкой стали.
Скрип дисковых тормозов на велосипеде при торможении возникает, если стоят наиболее жесткие металлизированные колодки. Особенно скрипят дисковые тормоза на велосипеде при мощном торможении в сырую погоду из-за большой прижимной силы.
Их поэтому рекомендуют использовать тем, кто занимается горным туризмом и ездит по пересеченной местности.
Рекомендуем:
- Тормоза на велосипед: какие лучше?
- Барабанные тормоза: устройство, принцип действия, достоинства и недостатки
- Самокат божья коровка – лучший транспорт для малышей
Износостойкая и отличающаяся продолжительным сроком эксплуатации дисковая система, схватывается «намертво», что очень важно. Но, от этого быстро выходит из строя ротор, поскольку поверхность по структуре напоминает абразив.
Неправильное положение колодок и дисков – другая причина появления скрипа дисковых тормозов на велосипеде. Что делать, чтобы его устранить в этом случае? Ответ прост устранить перекос.
Как устранить скрип?
Владельцам велосипедов с дисковыми тормозами хорошо знакома проблема, когда появляется скрип, даже свист и ли визг, когда приходится тормозить.
На новом байке причиной этих неприятностей могут быть не притертые колодки. Посторонний шум может пропасть, когда абразивный слой с колодок осядет на роторе. Даже, купив новый велосипед, рекомендуется протереть все элементы тормозной системы, после чего произвести притирку.
Чтобы устранить скрип в дисковых тормозах на велосипедах «со стажем» необходимо:
- колодки и ротор установить параллельно;
- очистить поверхность колодок;
- обезжирить ротор, особенно часто используемый задний.
- Пошаговая инструкция устранения скрипа
Чтобы избавиться от писка, нужно запастись:
- техническими салфетками;
- жидкостью для очистки тормозов;
- наждачной бумагой, зернистость которой 100 грит;
- перчатками и очками, ведь работать придется с химическими жидкостями.
Прежде всего, нужно выкрутить блокирующую шпильку и извлечь колодки. После этого, от колеса необходимо открутить ротор (диск) для очистки салфеткой, смоченной жидкостью.
Далее его обязательно шлифуют, пользуясь наждачной бумагой. Диск кладут на ровную поверхность и равномерно удаляют верхний слой, совершая круговые движения.
Устраняя ямки, важно не сделать новых. Когда добиваются ровной поверхности, ее протирают чистой салфеткой с нанесенной на нее жидкостью для чистки тормозов. Таким же образом поступают с колодками.
Очистив, отшлифовав и вытерев и насухо, приступают к сборке. Надев перчатки, чтобы не покрыть жиром поверхность ротора, его устанавливают на колесо, на место ставят колодки, закрепив их шпилькой и поводят притирку тормозов, для чего разгоняются до 20-30 км/ч и нажимают с усилием на ручку тормоза. Ее продолжают удерживать, пока велосипед не остановится.
Повторяют это до 15 раз. Важно: проводить притирку желательно на грунтовом покрытии, которое сохранит шины.
Следуя описанной инструкции, избавляются от скрипа дисковых тормозов.
Установка двух тормозов переднего и заднего на велосипеде подразумевает, что этого достаточно для безопасности велосипедиста. В действительности суждение верно, когда скорость велосипеда небольшая. Но, детали тормоза, как и остальные, изнашиваются, в результате при торможении слышен скрип.
Чтобы выявить его причину, следует осмотреть рабочий элемент. Важно и то, какой материал использовался для изготовления колодок. Если это прочный нержавеющий материал, то скрип может возникать из-за влаги, попавшей на колодки.
Колодки из органика скрипу подвержены меньше, поскольку с функциями своими справляются лучше. Но, из-за перегрева они быстрее изнашиваются.