От исправной работы тормозов – важной части велосипеда зависит не просто здоровье велосипедиста, а его жизнь, да и жизнь остальных участников дорожного движения. Поэтому, покупая это двухколесное средство передвижения, важно выбрать модель с надежной системой торможения, которая позволит практически мгновенно остановить велосипед в экстренной ситуации.
{ ArticleToC: enabled=yes }
Виды тормозов
Чаще других на сегодняшний день пользуются V brake или дисковыми тормозами? Сделать выбор в пользу v brake тормоза или иного,не всегда просто из-за большого разнообразия тормозных систем.
Первые выпускают двух типов:
- механические, использующие для сжатия рубашку с тросиком, подразделяются на кантилеверные и клещевые;
- гидравлические, останавливающие при помощи тормозной жидкости, закачанной в гидролинию.
Вторые бывают:
- механическими;
- гидравлическими;
- гибридными, у которых на переднем колесе стоит дисковый тормоз, на заднем – ободной.
На выбор того или иного типа оказывают влияние такие факторы:
- режим эксплуатации, т.е. как и где предполагается ездить;
- сумма, которую можете потратить.
Тормоза V- Brake: недостатки и преимущества
К группе ободных относятся вибрейковые, которые намного дешевле дисковых.
Сюда же входят:
- кантеливерные;
- клещевые.
Принцип работы v brake тормоза (если внимания не обращать на некоторые подробности) необычайно простой: колодки с двух сторон сжимают одновременно обод благодаря усилию, которое передается тросиком от тормозной рукоятки, в результате чего происходит остановка колеса.
С девяностых годов до недавнего времени ободным тормозам не существовало альтернативы. Большая часть конструкций была оборудована ободными тормозами на велосипед. Затем появились дисковые, но своей актуальности вибрейковые тормоза не утратили благодаря ряду преимуществ. В настоящее время они по-прежнему популярны, поэтому стоят на многих велосипедах. Так, каким же отдать предпочтение – тормозам дисковым или ободным?
Преимущества
Высокая популярность объясняется их небольшим весом, нормальным тормозным усилием, легкостью, дешевизной, простотой в обслуживании. Заменить тросик и колодки, например, в любых условиях легко, имея шестигранник.
Достоинствами также являются:
- тормозное усилие, которое они создают, достаточно для поездок по дорогам городским и грунтовым;
- им нет альтернативы по цене (разве, при худшем качестве);
- простая конструкция, позволяет настройку производить любому велосипедисту, имеющему отвертку с шестигранником нужного размера;
- легко заменить тормоза благодаря тому, что детали имеются в любом магазине;
- хорошо себя ведут при транспортировке велосипеда: быстро высвобождается колеса и нечему ломаться;
- имеют наименьший вес.
Недостатки
Конечно, как и прочие, они имеются недостатки. Самым главным из них считают плохое торможение в непогоду и езду по лужам. Правда, помогает несколько исправить ситуацию кратковременное нажатие ручки тормоза, позволяющее его подсушивать.
Снижается тормозное усилие и при наличии на колесе «восьмерки», а также при настроенном неправильно зазоре между колодкой и ободом колеса. Для того, чтобы этого не допустить, рекомендуется периодически подтягивать тросик.
Еще одной причиной снижения тормозных характеристик дисковых тормозов является износ обода и колодки, который ускоряется при попадании на них грязи. Чтобы исключить это, устанавливают специальные колодки, имеющие канавки для отвода грязи.
К быстрому износу колодок и повреждению покрышек приводит также длительное торможение, во время которого обод нагревается. Некоторые считают недостатком v brake тормоза тот факт, что на колесо невозможно установить покрышку, шириной более 2,5 дюйма.
Перечисленные недостатки для обычного велосипедиста не столь существенны, поэтому о тормозах этого типа можно говорить, как о лучшем варианте выбора.
Рекомендуем:
- Тормозные колодки для велосипеда
- Гидравлические тормоза на велосипед
- Установка дисковых тормозов на велосипед – основные советы
Дисковые тормоза
Этот вид пришел от мотоциклов и был вначале своей эспансии тормозом, используемым экстремалами. Сегодня его ниша расширилась, поэтому встречается он на прогулочных байках и бюджетных кросс-кантрийных велосипедах.
Этот вид тормозов подразделяется в зависимости от типа привода на тормоза дисковые механические и гидравлические. В первом случае на колодки усилие передается при помощи тросика, во втором – тормозной жидкости, заполняющей гидролинию.
Механическим присущи те же проблемы, что имеются у привода троса v brake, но отличаются улучшенным торможением.
Достоинства
К достоинствам можно отнести:
- самой мощное торможение среди тормозных систем для байков;
- работу без потери мощности в непогоду (снег и дождь);
- не боязнь «восьмерок» и не изнашивание ободов;
- больший ресурс дисков и колодок;
- отсутствие необходимости в сервисном обслуживании (для гидравлических);
- нагревание на продолжительных спусках тормозного диска, а не обода колеса;
- не важен размер покрышек;
- привлекательный внешний вид.
Недостатки
Но и недостатков у них немало:
- конструктивное многообразие даже в одном модельном ряду, что исключает взаимозаменяемость;
- сложность в поиске запасных частей и обслуживании;
- сложность ремонта в полевых условиях (необходимы специальные инструменты, чистота, сосредоточенность;
- сложность при транспортировке (на снятом колесе легко погнуть диск), а вот его выпрямить достаточно сложно;
- опасность попадания на диск масла при смазывании, приводящее к отказу тормозов и требующее замены колодок, что достаточно дорого;
- токсичная тормозная жидкость, применяемая во многих моделях DOT). При неаккуратном обслуживании, попадание на раму приводит к повреждению ее покрытия;
- риск закипания на длительных спусках тормозной жидкости, которое приводит к потере контроля над велосипедом;
- проблемы с установкой багажника;
- больший, чем у v-brake вес;
- дороговизна (в 2-4 раза в сравнении с аналогами).
Где устанавливают дисковые тормоза
Из сказанного напрашивается вывод: в сегменте велосипедов ценой выше 20 тысяч рублей v brake тормоза явно сдали свои позиции. Связано это с тем, что рамы и вилки амортизационные все больше выпускаются с отверстиями, предназначенными для калиперов тормозов дисковых, устанавливаемых на дорогих моделях велосипедов.
Но, на транспортных средствах сегмента до 15 тысяч рублей, т.е. моделях бюджетных, их не ставят, поэтому эта ниша принадлежит по-прежнему тормозам типа v-brake.
Покупать ли велосипед с дисковыми механическими или гидравлическими тормозами, зависит от того, как велосипед собираются использовать. Предпочтение отдавать дисковым тормозам рекомендуется, если их преимущества действительно необходимы. В остальных случаях выбирают надежный, легкий, простой и долговечный V-brak.
Настройка тормозов
Настройка V-brake тормоза
Настройка v brake тормоза – не хитрое дело, потому что регулировать колодки можно в нескольких плоскостях. Заменять колодки нужно, если истирание достигло желобков, предназначенных для отвода грязи. Поверхность колодок даже в этом случае должна иметь равномерный износ. В противном случае, можно утверждать, что они неправильно установлены. Но, все равно их придется заменить. Для этого нужно иметь соответствующий инструмент, включая шестигранник. Багажник, если таковой имеется, необходимо снять, чтобы не мешал. Далее, удерживая сведенными рычаги тормоза, вынимают наконечник рубашки, служащий началом тросика. После этого переходят к замене запчасти.
Замена картриджных колодок
Колодки-картриджи менять проще. Замены в них требуют резиновая прокладка. Металлический остов не задействуется. Достав стержень, которым удерживается накладка, ее осторожно сдвигают, чтобы установить колодки, которые имеют маркировку «правая» и «левая». Установив их на место изношенных, и закрепив стержнем, работу считают законченной.
При установке обычных колодок, главное не перепутать после замены последовательность установки деталей. После установки обязательно требуется настроить колодки.
Настройка колодок после замены
Настройка необходима, поскольку приводимые в действие нажатием тормоза на руле, они должны плотно обхватывать обод, чтобы затормозить колесо. Кроме правильно отрегулированных колонок на качество торможения влияет состояние троса, поэтому рекомендуется убедиться, что в рубашке он движется свободно, плетение целое, нет надрывов. Если это не так, трос нужно менять, чтобы в критической ситуации не остаться без тормозов.
Регулировка производится с помощью гаек, имеющихся в крепеже колодок и регулирующих в них углы наклона. Все их нужно ослабить, выжав тормоз до упора. Потом выставить вручную колодки в горизонтальное положение и прижать плотно к ободу (сначала заднюю часть, затем колодку полностью). Но, при этом, покрышек касаться они не должны. Убедившись в этом, затягивают гайки, не изменяя положение колодок.
Также необходимо произвести регулировку рычагов. Для этого существует крестообразный винт, регулирующий натяжение пружины, которой рычаги удерживаются. Пружина будет более упругой, если винт затянуть сильнее. Но ходить рычагу будет тяжелее. Открутив винт, ослабляют ход.
Видео: Настройка ободных тормозов
Инструкция по замене дисковых тормозов
Процесс настройки тормозов дисковых нельзя назвать сложным. Сделать это можно без помощи специалистов.
Необходимо:
- отцентровать калипер, закрепив колесо, по отношению к ротору, используя имеющиеся в комплекте шайбы различной толщины, устанавливать которые следует между калипером и креплением на раме;
- изменять положение калипера можно, затягивая с разной силой болты и до миллиметра подбирая толщину прокладок;
- колодки следует развести, если ротор трется о них, выкрутив на калипере специальный шестигранник. Тормоза от этого срабатывать будут позже;
- вкрутить шестигранник нужно для уменьшения хода тормозной ручки;
- чтобы в систему не попадал воздух, проводя работы, не нужно переворачивать велосипед и нажимать ручку, когда масло в системе отсутствует, а ротор не установлен между колодками. В противном случае они могут сжаться, а для разжимания придется калипер снимать;
- после завершения операций, болты вновь нужно подтянуть и проверить, не перекошен ли тормозной диск.
Видео: Как настроить дисковый тормоз
Как регулировать дисковый механический тормоз?
Эти тормоза очень чувствительны к смещению оси колеса, поэтому, чтобы в будущем ротор не терся о колодку, эксцентрики или болты рекомендуется затягивать, сев на велосипед или прижав передний амортизатор.
- Переходник нужно прикручивать сильно, для чего устанавливают калипер так же, как описано выше. Регулируют положение одной их колодок, выдвинув ее с помощью выкручивания винта на пол оборота.
- Перед этой операцией для систем Hayes выкручивают блокирующий шестигранник, который возвращают на место после завершения настройки.
- Калипер осторожно прижимают к ротору до совпадения его плоскости и неподвижной колодки.
- После этого, попеременно нужно подтянуть болты крепления калипера. Во время операции рубашка и тросик отсоединены. При этом, необходимо контролировать, чтобы не сместились относительно друг друга плоскости колодки и диска тормозного.
- Когда оба шестигранника затянуты, возвращают в начальное положение регулировочный болт колодки.
- Проверяют трение, прокручивая колесо. При отсутствии такового, можно слегка выдвинуть регулировочным болтом колодку, которая неподвижна. При наличие его, требуются обратные действия.
- Рычаг с закрепленным тросом подтягивают после этого, прижимая подвижную колодку. При этом незначительно смещается к статичной колодке ротор.
- Установив в рычаге в нужное положение трос с рубашкой, проверяют внешнюю колодку, которая должна быть прижата, подтягивая нужный болт.
- Тормозную ручку выжимают до начала рабочего хода, ставя в нужное положение трос, затягивая его крепление. Следующий этап – проверка колодки на наличие трения: слегка закручивают на ручке регулировку, если трет ли колодка и наоборот.
Видео: Как настроить механические дисковые тормоза
Теперь можно самим определиться с тем, тормоз на велосипед какие лучше?