Горный велосипед – вещь нужная и очень полезная. А, чтобы ездить было комфортно, важна правильная посадка на горном велосипеде и умение настроить конструкцию правильно.
Как правильно сидеть на обычном велосипеде смотрите здесь.
Этот процесс состоит из настройки сиденья и рулевой стойки: изменение их высоты и угла наклона.
Если руль велосипеда отрегулирован правильно, то во время поездки сокращается нагрузка на руки, спину и ноги. В этом случае даже продолжительные поездки будут только в удовольствие.
- Как сидеть на велосипеде правильно
- Прогулочная посадка
- Гоночная посадка
- Туристическая посадка
- Настройка сиденья
- Настройка велосипеда
- Настройка седла
- Как настроить вынос руля
- Велосипедная каретка
- Разборка велосипедной каретки
- Типы кареток
- Как снимается каретка?
- Сборка каретки
- Правила езды на горных велосипедах
- Преодоление подъемов
- Демонтаж заднего колеса
Как сидеть на велосипеде правильно
Для разных типов велосипедов применимы разные посадки:
Прогулочная посадка
Под посадкой прогулочной, позволяющей ехать, не уставая, созерцая окрестности, подразумевают опущенное седло и поднятый руль. Так легко держать прямой спину.
Но, при этом на позвоночник это оказывает негативное действие. Особенно, если дистанция продолжительная или, если на трассе имеются ямы и кочки.
Гоночная посадка
Основная масса велосипедиста при гоночной посадке удерживается руками. Седло, в этом случае, поднято, а руль опущен. Разница между высотой седла и руля обычно составляет от 5 до 10 сантиметров.
Она требует от велосипедиста физической подготовки, а от спины – гибкости. Быстрой и продолжительной езде помогает хорошо сбалансированная нагрузка на ноги.
Туристическая посадка
Удачно сочетает достоинства описанных посадка туристическая, при которой спина наклонена относительно земли под углом 45 градусов. При этом, седло расположено несколько ниже руля или находится с ним на оном уровне.
Масса тела при туристической посадке распределяется в основном на «пятую точку», и лишь часть ее приходится на руки.
Настройка сиденья
Эта деталь очень важна для того, чтобы на любом из типов велосипедов сидеть правильно. Сиденье – это залог комфорта на продолжительной дистанции.
Женские сиденья чуть шире мужских из-за анатомических различий – у первых шире расположены седалищные кости. Наиболее распространен размер его 14,3 см.
Первое время всякое седло приносит дискомфорт. Если со временем это проходит – седло подобрано правильно. Если дискомфорт не исчезает, стоит его перенастроить, сделав ниже или выше, наклонив вниз или вверх.
Но, важно не переусердствовать при этом. Правильной считается высота, при которой у велосипедиста, держащегося за руль и сидящего на сиденье, стоящая на педали нога, практически прямая в нижнем положении.
Если педали находятся на одной высоте, колено должно быть выше оси педали.
Седло устанавливают так, чтобы оно по отношению к земле, было параллельным или имело небольшой наклон назад или вперед:
И все же, правильная посадка гонщика на велосипеде горном зависит от него самого. Внимание стоит уделять также положению головы, которую не следует сильно наклонять.
Чтобы не «затекала» шея, желательно периодически поворачивать голову в одну и другую стороны.
А, чтобы снять напряжение в ногах и спине, рекомендуют периодически вставать с седла и пользоваться повышенными передачами.
О положении рук при длительном катании тоже забывать не нужно. Чтобы посадка была правильной, локти в согнутом положении нужно держать вдоль туловища. Это улучшит и аэродинамические показатели.
Настройка велосипеда
Регулировка горного велосипеда нужна даже самый дорогой модели, купленный в магазине. И наиболее важной является правильная посадка. Она поможет ехать с комфортом и сохранит здоровье.
Настраивать можно:
- высоту и наклон сиденья;
- угол выноса и длину;
- ширину и форму руля;
- высоту и наклон руля;
- смещение сиденья и установку рожек.
Наибольший дискомфорт на длинных и средних дистанциях, каким бы это не казалось нелогичным, вызывает чрезмерно мягкое сиденье, не позволяющее велосипедисту сесть на него обеими седалищными костями. На нем наездник проваливается, а нагрузка распределяется на другие области, что нежелательно.
Настройка седла
Как упоминалось, сиденье отрегулировать возможно в трех плоскостях: опустить ниже и поднять, сместить назад – вперед, наклонить вниз или вверх.
Если оно очень низко закреплено – будьте уверены, проблемы с коленями скоро заявят о себе, поскольку нагрузки на согнутое колено получать человеку противоестественно.
А, получив травму коленного сустава, вполне возможно не только распрощаться с велосипедом, но и получить проблемы с ногами.
Как настроить вынос руля
Здесь вариантов немного: можно его перевернуть или заменить. Если к рулю приходится тянуться, рекомендуется его взять покороче. Более длинный вынос потребуется при слишком «вертикальной» посадке.
Руль. Эта деталь может быть разной ширины, формы, конфигурации. Для городских поездок предпочтителен узкий и прямой руль, чтобы проще было преодолевать пробки, проходить двери и другие узкие места.
В горном байке главным фактором безопасности и комфортности является правильная посадка, не позволяющая уставать, но помогающая двигаться с большей скоростью.
Но, для горных моделей строгих правил относительно высоты седла не существует на сегодня. Обусловлено это конструкцией рам, отличающихся большой вариантностью: в слопинговых велосипедах верхняя труба рамы наклонена назад, например.
Во время езды на горном велосипеде, тело наклонено вперед. Так улучшаются аэродинамические показатели. Да и порывы ветра при быстрой езде заставляют нагибать спину вниз.
Рекомендуем:
Велосипедная каретка
Разборка велосипедной каретки
Прежде всего, нужно знать, что каретка представляют собой и какие функции выполняет. Каретка велосипеда служит для соединения шатунов с рамой.
Из-за своего расположения (находится каретка внизу велосипеда) она сильно загрязняется, поэтому быстро выходит из строя. О том, что она загрязнилась, свидетельствуют появляющиеся звуки, потрескивание и похрустывание. Значит, пришло время разобрать этот узел и почистить.
Типы кареток
Каретки бывают закрытыми (картриджными) и открытыми. Первый вид не ремонтопригоден, поэтому придется, если случится поломка, покупать новую. А стоит она недешево. Оптимальным выбором будет второй вариант, т.е. детали, которые ремонтировать можно не один раз.
Работает каретка благодаря вращающимся в ее пазах подшипникам. Деталь помещена в специальный стакан, находящийся в велосипедной раме. Такая конструкция без труда может быть откручена, смазана, установлена на место.
Чтобы деталь прослужила долго, ей необходимо регулярное обслуживание – смазка или переборка.
Как снимается каретка?
Чтобы понять, как самостоятельно разобрать каретку на горном велосипеде, нужно хотя бы раз сделать это. Главное не растерять шарики подшипника. Для этого ее откручивать рекомендуется специальным ключом.
Прежде всего, нужно выжать шатуны, то есть вынуть затягивающие шатуны болты.
Для этого потребуется усилие. Затем снимают шатуны со стороны, противоположной той, где расположены звездочки. Крепится каретка на правую и левую чашки, поэтому при ремонте открутить придется обе.
Правая чашка снимается легче, но делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить резьбу. Из рамы чашка выворачивается с помощью шлицевого ключа.
Сборка каретки
Разобрав, смазав и, в случае необходимости, отремонтировав каретку велосипеда, нужно ее вернуть на место. Этот процесс более легкий, чем разборка: смазанные детали вставляют в обратном порядке, вставляют в пазы болты, и закручивают гайкой. Шатуны и чашки также смазывают и устанавливают на прежнее место.
Теперь следует проверить педали. Если крутятся они с трудом – ослабьте гайку.
Правила езды на горных велосипедах
Многих интересует вопрос «как ездить на горном велосипеде». Чтобы ехать быстрее, есть несколько способов.
Первый – «езда на колесе». Суть его в том, чтобы снизить сопротивление ветра, прячась за спину, едущего впереди велосипедиста.
Второй – правильно переключать скорости. Кажется, что здесь все просто, но это только на первый взгляд: выбранная неверно передача не позволяет добиться комфортной и эффективной езды.
Если же рейдер научился грамотно переключать скорости, энергия тратится продуктивнее, педалирование становится эффективнее, а детали «убиваются» медленнее, что позволяет изрядно экономить.
Преодоление подъемов
Езда в гору – наиболее трудное дело в горном велоспорте. Сил приходится потратить много, зато при спуске можно получить максимум адреналина.
Чтобы преодолевать подъемы было легче, нужно использовать тело в комбинации с байком, используя правильную технику:
- смотреть вперед, перед началом подъема важно правильно вставить передачу, а после спуска вовремя переключиться;
- выбирать правильно траекторию езды: нужно ехать по прямой, объезжая, вызывающие пробуксовку колес препятствия в виде кочек, камней, веток;
- выбирать велосипед с амортизационной вилкой, которая должна быть отрегулирована по инструкции;
- использовать автоматические педали, дающие возможность кругового педалирования, повышающего КПД расходуемых сил и снижающие пробуксовку;
- не забывать о посадке. Самой эффективной является посадка танцовщицы, т.е. стоя. Но, этот способ потребует много сил и уменьшит сцепление с покрытием заднего колеса;
- правильно выставить седло – очень важно для того, чтобы каждое движение педалей сделать максимально эффективным. При работающих правильно ногах, сил затрачено будет меньше, поэтому их вполне хватит на затяжной подъем. Кроме высоты, нужно горизонтально отрегулировать седло, сдвинуть его назад или вперед;
- тренированность также важна, чтобы преодоление подъемов стало легким;
- самоконтроль означает, что нужно научиться четко распределять усилие, меняя интенсивность езды.
Выполняя все рекомендации, поездка станет приятной, будет поднимать настроение и положительно влиять на здоровье. Есть еще важный момент, который может изрядно навредить – поломка деталей. Чаще сюрпризы преподносят колеса.
И, если с ремонтом переднего колеса проблем не возникает, то разборка заднего колеса горного велосипеда неопытному велосипедисту дается не легко. Как снять заднее колесо на горном велосипеде?
Демонтаж заднего колеса
Он требуется в случаях, когда:
- поврежден обод;
- разорвалась шина или спустила камера;
- нужно перебрать втулку;с
- отмечается полный износ, требующий замены колеса;
- требуется плановая замена цепи или задних звездочек.
Чтобы понять, как разобрать заднее колесо горного велосипеда, нужно знать тип тормозного устройства. Дисковые тормоза никаких дополнительных работ не требуют в отличие от ободных, которые придется разжать. Для этого сжимают колодки с обеих сторон, чтобы вытащить из них дуги.
Затем, велосипед переворачивают, убирают, чтобы не повредить, звонок, фонари, зеркала. Ставят конструкцию на седло и руль. Важно помнить, что для тормозов гидравлических опасно попадание воздуха в гидролинию. Поэтому действия проводят быстро. Если «зазеваться» потребуется прокачка линии.
Кроме этого, нужно знать способ крепления. Их существует два – гайка и рычаг. В первом случае, нужно иметь два ключа, которыми удерживают с обеих сторон гайку. Один остается неподвижным, другим – откручивают гайку. Рычаг (эксцентрик) несложно открутить без инструментов, потянув вниз.
После этого, колесо тянут вверх. Устанавливают колесо на место в обратном порядке, следя за тем, чтобы правильно легла на зубцы звездочки цепь.