Первый советский рекордный электромобиль, идея создания которого была выдвинута в 1971г. сотрудником кафедры электротехники ХАДИ Ю.Стебченко. Разработка проекта была начата осенью того же года в ЛСА ХАДИ на основе рекордного автомобиля «ХАДИ-5», построенного в 1966 году. Двигатель внутреннего сгорания был заменен на электрический постоянного тока с последовательным возбуждением (танковый стартер-генератор) мощностью 30 кВт; из трансмиссии была исключена коробка передач. Система регулирования скорости отсутствовала (управление осуществлялось при помощи единственной педали акселератора).
Питание – от восьми свинцово-кислотных аккумуляторов номинальным напряжением 24 В, располагавшихся по обеим сторонам от места гонщика (в дальнейшем они были заменены на серебряно-цинковые). При смешанном параллельно-последовательном соединении напряжение в электросистеме составляло 90 В. Ходовая часть и кузов по сравнению с «ХАДИ-5», изменениям практически не подверглись. Стеклопластиковый кузов был сделан разъемным, состоящим из двух половинок – как мыльница. Собственная масса машины достигала 490 кг, что позволяло участвовать в заездах в классе до 500 кг, а затем при переоборудовании – также и в более «старшем» классе.
Впервые электромобиль принял участие в рекордных заездах в мае 1972 г., причем, к тому моменту он еще не получил отдельный собственный индекс и неофициально обозначался как ХАДИ-электро. Заезды проводились без кузовных панелей. Результаты, показанные в ходе заездов 1972 г., официально зарегистрированы не были, так как во всесоюзной классификации рекордных автомобилей отсутствовала группа для автомобилей с электрическими двигателями. В 1973 г. данной конструкции было присвоено обозначение ХАДИ-11Э; кузов получил новую по сравнению с ХАДИ-5 окраску. В сентябре 1973г. в ходе заездов на Дмитровском полигоне Ю.Стебченко и В.Гавриленко на ХАДИ-11Э установили три всесоюзных рекорда скорости в вновь введенной группе VII (электромобили), классе 1 (собственная масса до 500 кг).
Два из них были установлены Ю.Стебченко: на дистанции 0,5км с места – 93,7 км/час. и на дистанции 1км с хода – 145,7 км/час. Отметим, что оба рекорда превышали мировые достижения того времени. Третий рекорд принадлежал многолетнему участнику СПКБ студенту В.Гавриленко, который прошёл дистанцию 1км с места со средней скоростью 109,1 км/час.
В дальнейшем ХАДИ-11Э в рекордных заездах не участвовал, но несколько раз экспонировался на различных выставках: в 1972-1973 годах на областной и республиканской выставках НТТМ; в 1974г. – на ВДНХ СССР; в 1973г. был экспонатом международных выставок в ГДР (Берлин), и в Болгарии (София) – 1974г. По завершении выставки в Болгарии по просьбе правительства, ХАДИ-11Э был передан в дар Народной республике Болгария.
Работы СПКБ по созданию этого электромобиля отмечены многими наградами: дипломами Минвуза СССР и ЦК ВЛКСМ, Минвуза УССР и ЦК ЛКСМУ, медалями ВДНХ СССР, 10 студентов стали лауреатами смотра НТТМ-74 на ВДНХ СССР
В 1976 году на ВДНХ в Москве проходила выставка научно-технического творчества молодежи (НТТМ). Одним из самых популярных был стенд ХАДИ, где среди необычных моделей колесных и шагающих вездеходов рядом с полированным макетом сверхзвукового болида распростерся стреловидный серебристо-желтый автомобиль с острым носом-иглой. Многие из посетителей не принимали его за автомобиль. Лишь знатоки, прочитав на бортах надпись ХАДИ-13Э,- многозначительно качали головами и с интересом обходили вокруг, рассматривая, осторожно прикасаясь к нему руками, подробно расспрашивая студентов-гидов. Но это уже другая история…
Технические характеристики рекордного электрокара ХАДИ-11Э
Год постройки | 1972 |
Снаряженная масса, кг: | 490 |
Максимальная скорость, км/ч | 200 |
Двигатель | электрический |
Мощность, кВт | 10 |
Номинальное напряжение, В | 24 |
Расположение | заднее |
Тип аккумуляторов | свинцово-кислотные |
Число аккумуляторов | 8 |
Шасси | трубчатая пространственная рама |
Длина | 4250 |
Ширина | 1150 |
Высота | 780 |
Колея передних колес, мм | 830 |
Колея задних колес, мм | 740 |
База, мм | 2850 |
Тип передних тормозов | отсутствуют |
Тип задних тормозов | барабанные |
Передняя подвеска | независимая, пружинная |
Задняя подвеска | зависимая, рессорная |