ХАДИ-11Э 1972 года – первый советский рекордный электромобиль

ХАДИ-11Э 1972

Первый советский рекордный электромобиль, идея создания которого была выдвинута в 1971г. сотрудником кафедры электротехники ХАДИ Ю.Стебченко. Разработка проекта была начата осенью того же года в ЛСА ХАДИ на основе рекордного автомобиля «ХАДИ-5», построенного в 1966 году. Двигатель внутреннего сгорания был заменен на электрический постоянного тока с последовательным возбуждением (танковый стартер-генератор) мощностью 30 кВт; из трансмиссии была исключена коробка передач. Система регулирования скорости отсутствовала (управление осуществлялось при помощи единственной педали акселератора).

Питание – от восьми свинцово-кислотных аккумуляторов номинальным напряжением 24 В, располагавшихся по обеим сторонам от места гонщика (в дальнейшем они были заменены на серебряно-цинковые). При смешанном параллельно-последовательном соединении напряжение в электросистеме составляло 90 В. Ходовая часть и кузов по сравнению с «ХАДИ-5», изменениям практически не подверглись. Стеклопластиковый кузов был сделан разъемным, состоящим из двух половинок – как мыльница. Собственная масса машины достигала 490 кг, что позволяло участвовать в заездах в классе до 500 кг, а затем при переоборудовании – также и в более «старшем» классе.

ХАДИ-11Э 1972

Впервые электромобиль принял участие в рекордных заездах в мае 1972 г., причем, к тому моменту он еще не получил отдельный собственный индекс и неофициально обозначался как ХАДИ-электро. Заезды проводились без кузовных панелей. Результаты, показанные в ходе заездов 1972 г., официально зарегистрированы не были, так как во всесоюзной классификации рекордных автомобилей отсутствовала группа для автомобилей с электрическими двигателями. В 1973 г. данной конструкции было присвоено обозначение ХАДИ-11Э; кузов получил новую по сравнению с ХАДИ-5 окраску. В сентябре 1973г. в ходе заездов на Дмитровском полигоне Ю.Стебченко и В.Гавриленко на ХАДИ-11Э установили три всесоюзных рекорда скорости в вновь введенной группе VII (электромобили), классе 1 (собственная масса до 500 кг).

Два из них были установлены Ю.Стебченко: на дистанции 0,5км с места – 93,7 км/час. и на дистанции 1км с хода – 145,7 км/час. Отметим, что оба рекорда превышали мировые достижения того времени. Третий рекорд принадлежал многолетнему участнику СПКБ студенту В.Гавриленко, который прошёл дистанцию 1км с места со средней скоростью 109,1 км/час.

В дальнейшем ХАДИ-11Э в рекордных заездах не участвовал, но несколько раз экспонировался на различных выставках: в 1972-1973 годах на областной и республиканской выставках НТТМ; в 1974г. – на ВДНХ СССР; в 1973г. был экспонатом международных выставок в ГДР (Берлин), и в Болгарии (София) – 1974г.  По завершении выставки в Болгарии по просьбе правительства,  ХАДИ-11Э был передан в дар Народной республике Болгария.

Работы СПКБ по созданию этого электромобиля отмечены многими наградами: дипломами Минвуза СССР и ЦК ВЛКСМ, Минвуза УССР и ЦК ЛКСМУ, медалями ВДНХ СССР, 10 студентов стали лауреатами смотра НТТМ-74 на ВДНХ СССР

В 1976 году на ВДНХ в Москве проходила выставка научно-технического творчества молодежи (НТТМ). Одним из самых популярных был стенд ХАДИ, где среди необычных моделей колесных и шагающих вездеходов рядом с полированным макетом сверхзвукового болида распростерся стреловидный серебристо-желтый автомобиль с острым носом-иглой. Многие из посетителей не принимали его за автомобиль. Лишь знатоки, прочитав на бортах надпись ХАДИ-13Э,- многозначительно качали головами и с интересом обходили вокруг, рассматривая, осторожно прикасаясь к нему руками, подробно расспрашивая студентов-гидов. Но это уже другая история…

Технические характеристики рекордного электрокара ХАДИ-11Э

Год постройки1972
Снаряженная масса, кг:490
Максимальная скорость, км/ч200
Двигательэлектрический
Мощность, кВт10
Номинальное напряжение, В24
Расположениезаднее
Тип аккумуляторовсвинцово-кислотные
Число аккумуляторов8
Шасситрубчатая пространственная рама
Длина4250
Ширина1150
Высота780
Колея передних колес, мм830
Колея задних колес, мм740
База, мм2850
Тип передних тормозовотсутствуют
Тип задних тормозовбарабанные
Передняя подвесканезависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорная

ХАДИ-11Э 1972

ХАДИ-11Э 1972

ХАДИ-11Э 1972

Оцените статью:
Motocarrello
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий!x