Шестого мая свой испытательный полет успешно завершил десятимоторный электропланер.
Зрелище это потрясающее: самолет с 10 двигателями на батарейках взлетает словно вертолет, затем, продолжает лететь, как обычный самолет. Над подобной концепцией трудятся исследователи NASA. Называли ее «Скользящей молнией», или GL-10. СУ сотрудников Исследовательского центра штата Виржиния было несколько вариантов, среди которых они выбрали беспилотный ЛА, и взялись за его реализацию.
Данная концепция использована может быть для продолжительного наблюдения за сельхозпосевами, вертикального взлета, а также посадки, доставки малогабаритных грузов, картографирования и пр. Вместимость персонального воздушного средства может быть в последующих версиях до четырех человек.
Создание первых прототипов Электропланера GL-10
В данный момент версия GL-10 проходит стадии разработки и тестирования. Изначально планировалось создание гибридного самолета (с дизель/ электрической установкой), размах крыльев которого составил бы 6,1 метр, но начала команда разработчиков с небольшой версии, которую используют для тестирования (быстрое моделирование).
Всего построено двенадцать образцов. Первой и наиболее простой была модель, выполненная из пены, и весящая 2,3 кг. Затем, серьезно усовершенствовав ее, получили конструкция, которая весила уже 11,3 килограмма, собрали которую из элементов, изготовленных из стеклопластика. Окончательный вариант планера весил двадцать пять килограмм. Его изготовили из современного высокопрочного и легкого углепластика опытные специалисты.
Технические проблемы при помощи каждого из прототипов решены, таким образом, были с минимальными затратами. Одни прототипы из-за жесткой посадки потерпели аварии, что специалистам помогло разобраться с тем, как настроить правильно систему управления полетом. Из каждой новой неудачи делались соответствующие выводы, помогающие продвижению вперед.
Перове испытание Электропланер
Наконец, состоялись первые испытания GL-10, целью которых была проверка крыльев планера. Испытания прошли на одной из военных баз, расположенной от Лэнгли в двух часах езды. Размах крыльев управляемого дистанционно планера составил 3, 05 метра, на крыльях установлено восемь двигателей электрических и два электромотора находятся на хвосте. Взлетный максимальный вес ЛА чуть больше двадцати восьми килограмм.
Испытания в режиме зависания, которые обязательны для вертолетов, планер уже завершил успешно. Теперь же предстоит не менее важный этап – переход к горизонтальному полету из вертикального взлета. Специалисты, разработавшие полномасштабные летательные конструкций вертикального взлета, к примеру, конвектоплана V-22 Osprey, могут подтвердить, насколько сложна эта задача, осложненная нестандартной аэродинамикой полета.
Во время испытаний проведено несколько этапов: переход к горизонтальному полету из режима зависания аппарата и обратно, т.е. зависанию в воздухе. Пять уже проведенных полета прошли успешно, чем очень гордится команда, перешедшая после этого ко второму этапу – демонстрации возможностей конструкции в полете горизонтальном, который, в сравнении с режимом вертолета отличается в четыре раза более эффективной аэродинамикой.
Десять электродвигателей Электропланер и безопасность полета
Основным пилотом модели GL-10 является Зак Джонс, который объяснил, что для взлета и посадки нужен аппарат, оснащенный десятью двигателями, но он в полете ведет себя (с точки зрения управления) аналогично ЛА на трех моторах: четыре винта левого крыла получающие одинаковую команду, работают очень слаженно. Так же взаимосвязано работают винты правого крыла и те два, которые установлены на хвосте.
Помимо уникальной возможности взлетать и приземляться вертикально, планер может похвастаться отсутствием шума. Он работает тише, чем, например, газонокосилка, работающая на газовом двигателе.
Участие Скользящей молнии в Международной конференции, Главные конкуренты
Совсем недавно GL-10 участие принимал в Международной конференции, которую проводит в Атланте Ассоциация беспилотных систем с 4 мая по 7 . GL-10 был среди демонстрируемых моделей БПЛА центральным экспонатом. Теперь ближайшими планами являются новые испытания, направленные на проверку аэродинамической эффективности конструкции.
Хорошо вписался в любительский авиапланеризм электропланер Antares 20E, разработчиком которого является компания Lange Aviation GmbH, поступивший в серию в 2008 году. Дешевый, безопасный, способный подниматься на высоту три километра – это основные преимущества данной модели. Дальность полета, которую удалось преодолеть – 1500 км.
Конкурент: Электропланер Antares 20E
Есть на рынке и двухместные электропланеры Taurus Electro G2. Правда, это единственная серийная модель. Для нее – ЛА нового поколения емкость батареи не является ограничивающим фактором. Как возможно такое? Все объясняется тем, что производители применили в ней впервые SolarTrailer, где свободно помещается Taurus Electro G2, заряжающийся от солнечной энергии! Посмотрим, какая, из двух рассмотренных концепций, получит более быстрое развитие.
Конкурент: Электропланер Taurus Electro G2