Несмотря на то, что используется аккумулятор круглый год, он относится к сезонному товару. Чтобы понять, какой аккумулятор лучше для автомобиля, важно понимать, что когда на улице тепло, масло внутри его «плещется», позволяя легко прокручиваться коленвалу даже при «подсевшей» батареи, но, с наступлением холодов стартеру приходится трудно. Он превращается в чисто активное сопротивление, начиная потреблять больший ток. Также он норовит отказать, чтобы заставить владельца отправиться за новым.
Состоят аккумуляторы из корпуса, банки (ячейки), в которую установлены электроды с нанесенной активной массой и сепараторов, разделяющих электроды, чтобы не произошло замыкания. Видов их много, поэтому и актуален вопрос о том, какой аккумулятор лучше для автомобиля.
Классифицируют батареи: по типу обслуживания, виду заводской поставки, виду.
По виду заводской поставки они делятся:
- на сухозаряженные, хранятся которые (без потери свойств) длительное время (до 5 лет) Чтобы сухозаряженная батарея пришла в рабочее состояние, потребуется время на ее зарядку и средства для приобретения электролита;
- залитые. Они не требуют дополнительных затрат, потому что готовы сразу после покупки к работе.
По типу обслуживания:
- батареи обслуживаемые (Sb/Ca), т.е. ремонтопригодные;
- мало обслуживаемые – поддающиеся ремонту частично;
- необслуживаемые (Ca/Ca), устанавливаемые на заводах и подлежащие в случае потери плотности обязательной замене.
Обслуживание – это периодическая доливка электролита, т.е. дистиллированной воды. Такие аккумуляторы стоит недорого, предусматривают замену вышедших из строя банок, позволяют для восстановления свойств отдельно заряжать и разряжать каждую из них. Считаются устаревшими, хотя продолжают многими использоваться, поскольку они прочные (корпус выполнен из пластика), а цены варьируют в широких пределах.
Когда емкость падает, в аккумуляторы заливают дистиллированную воду, которая испаряется в процессе работы. Рекомендуются они владельцам автомобилей б/у, в которых неидеально работает система зарядки.
Используется достаточно широко варианты мало обслуживаемых батарей. Для этого вида автомобильных аккумуляторов характерно оптимальное сочетание эксплуатационных характеристик и цены. Обслуживание им требуется в год один раз. Батарея частично пригодна к работе, не имеет возможности заряжать или разряжать отдельную банку.
Необслуживаемые работают до 7 лет без всякого вмешательства человека.
Ремонт и восстановление необслуживаемого аккумулятора
Но у этого преимущества есть и сторона оборотная – высокая стоимость. Кроме этого, они чувствительны к глубокому разряду, уменьшающему емкость, плохо реагируют на отрицательные температуры и длительные простои. Необслуживаемые батареи для наших широт лучше не использовать. Подходят они для Европы, где климат мягче.
При тяжелых условиях работы, на машины системы старт-стоп (режим, выключающий на коротких остановках двигатель и быстро его запускающий, что экономит горючее, сокращает выбросы в атмосферу токсичных веществ), а также, при установке под сиденье, не сомневаются, какой аккумулятор лучше для автомобиля, потому что, в этих случаях это однозначно AGM.
Количество циклов «разряд-заряд» у них, в сравнении с обычными, больше в 3-4 раза. Несмотря на тяжелые условия, в которых приходится работать, у них продолжительнее и срок службы. Большую любовь заслужили гелиевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля – GEL, обладающие всеми преимуществами AGM, но еще более высокой стоимостью – заплатить придется за гелевый аккумулятор 12 вольт для вашего автомобиля, как за 3 обычных.
- Виды аккумуляторных батарей
- Выпускают их двух видов – AGM и GEL
- На что обращать внимание, выбирая аккумулятор
- Параметры выбора батареи
- Назначение индикатора-глазка
- Маркировка
- Как определить срок эксплуатации и годности аккумулятора автомобиля
- Сколько вольт должен показывать аккумулятор автомобиля
- вентилятор на солнечной батарее
Виды аккумуляторных батарей
Свинцово-кислотный АКБ (традиционный). В нем установлены свинцовые электроды, а в качестве электролита используется серная кислота. Стоимость их невысока, саморазаряд небольшой, отсутствует «эффект памяти», чувствительны к переворотам и тряске, нуждаются в обслуживании. Но, они нормально работают при низких температурах, что немаловажно для нашего региона. Применяются в настоящее время редко, поскольку давно устарели.
У АКБ малосурмянистого (Sb/Sb) для электродов применяют свинец, но содержание его ниже в 2 раза, чем в традиционных. Стоит такой аккумулятор недорого, нечувствителен он к глубоким разрядам и скачкам напряжения сети. Помнить нужно лишь о том, подбирая аккумулятор на автомобиль этого типа, что он требует обслуживания.
Батареи кальциевые (Ca/Ca). Для изготовления электродов также применяют свинец, но к нему добавляют кальций, что их делает коррозеустойчивыми и невосприимчивыми к вибрациям. У таких батарей расход воды минимальный и небольшой саморазряд. Обслуживания им тоже не требуется. Недостатками данного типа аккумуляторов для легковых автомобилей является непереносимость глубокого разряда. Обычно, из строя их может вывести 3-4 разряда. По стоимости от занимает промежуточное положение между малосурьмянистыми и AGM с гелиевыми.
Hybrid (Sb/Ca) сочетает два описанных выше типа: у него отрицательные электроды являются свинцово-кальциевыми, а положительные – малосурьмянистыми, что делает его надежным при глубоких разрядах. Кроме этого, сокращается до минимума расход воды и не нужно обслуживание. Но стоимость батареи высокая.
Электроды серебряно-кальциевых батарей (Ca/Ag) выполнены из сплава свинца, кальция и серебра. Ни коррозия, ни разряды им не страшны. А в дополнение – сохранены все преимущества кальциевого прибора. В обслуживании не нуждается. Единственный недостаток – цена.
Главным отличием герметизированных свинцово – кислотных (VRLA и SLA) от классических аккумуляторов является отсутствие электролита. Стоит такое устройство недорого, к разрядам устойчиво, не нужно обслуживание.
Выпускают их двух видов – AGM и GEL
Батарея AGM
Первые – с адсорбированным электролитом снабжены пластиковым микропористым сепаратором.
AGM, говоря грубо, тоже, что и обычное свинцово-кислотное устройство, знакомое не одному поколению водителей. Но оно, в сравнении с предками, более совершенное. В недалеком будущем их вовсе заменит на рынке. Адсорбированный электролит этого аккумулятора пропитывает поры сепаратора. Это происходит благодаря рекомбинации газов в нем.
Рекомендуем:
- Вентилятор на солнечной батареи, как работает?
- фонтан на солнечных батареях – схема зарядки
- Классификация электродвигателей – устройство
Водород с кислородом, оставляющие отрицательно и положительно заряженные пластины, оказываются в связанной среде, где вновь соединяются, благодаря чему не покидают батареи. Сопротивление у этого аккумулятора, в сравнении с предшественниками, меньше, потому что выше проводимость сепаратора, который выполнен из стекловолокна, а не из полиэтилена как традиционные «конверты».
Второй – с гелеобразным электролитом служит долго, отличается невысоким саморазрядом, переносит нормально глубокий разряд, но чувствителен к перегреву, минусовой температуре, перезарядке, короткому замыканию.
Батарея Optima — AGM
Стоит он дороже, чем AGM.
На что обращать внимание, выбирая аккумулятор
Если ситуация неизбежна, и не обойтись без замены, то брать нужно аккумулятор, который поместится гарантированно в предусмотренный для него отсек, т.е. знать нужно габаритные размеры. Хотя они идентичны, есть авто, батареи которые существенно отличаются (автопром Японии выпускает батареи выше, но уже).
Поэтому, чтобы правильно определить, какие аккумуляторы лучше для вашего авто, перед покупкой нужно изучить старый аккумулятор или воспользоваться помощью работников автосервиса, сообщив им модель машины.
Параметры выбора батареи
Очень важным параметром при выборе является емкость. Она показывает, какой объем энергии способен накопить аккумулятор за время зарядки. Величина ее различная для каждого автомобиля. Измеряется она ампер-часами и указывается на корпусе (максимальное значение): 6СТ-60 означает, что энергию батарея накопить не больше 60Ач.
Не менее важным считается срок, на протяжении которого заряженный аккумулятор отдаст ток 24 ампера (при +27 градусах). Для батареи с 60 Ач, это время составляет 100 минут. Не целесообразно покупать батарею с объемом энергии большим, чем необходимо для авто. Это просто ненужная трата денег.
Затем следует определить полярность, т.е. точное расположение клеммных соединений, чтобы хватило длины провода для подключения или, что еще страшнее, в салоне не сгорели приборы при первом же неправильном подключении.
Тип подключения клемм
Следующим параметром является стартовый ток, который характеризует энергию, поступающую к стартеру, крутящему не разогретый мотор. Показатель особенно важен для регионов, где температура опускается значительно ниже нуля, а «старенький» двигатель заправляется маслом с высоким показателем вязкости. Ведь уже при -18 градусах стартовый ток теряет до 60% мощности. Чтобы была возможность ездить в «холодном» регионе, нужна батарея с мощностью вдвое большей, чем требующаяся для +27 градусов.
Немаловажным является параметр ценовой, определяемый каждым индивидуально, исходя из суммы, с которой готовы расстаться.
Три класса батарей – эконом, стандарт и премиум, отличаются сроком эксплуатации, но позволяют подобрать устройство, лучшим образом устраивающее водителей всех марок автомобилей. Самым популярным прибором являются аккумуляторы класса Стандарт. При этом разница в сроках доходит до 2-5 лет, а ток отличается на 30 – 120 А.
Есть еще такие понятия, как «ток горячего запуска и запуска холодного»
Первый говорит об амперах, вырабатываемых при перегреве двигателя (летом).
Второй – амперах, выдаваемых при температуре -18 градусов за 30 секунд при необходимом для старта напряжении (7,2В).
Оба эти старта нуждаются в мощности вдвое большей, чем требуется для стандартных условий. Это говорит еще раз о необходимости выбора аккумулятора тщательно, в строгом соответствии типу мотора.
Далее – бренд. Здесь лучше познакомиться со списком победителей в последние годы:
- тюменские аккумуляторы Tyumen
- Medalist
- Varta
- Mutlu
- Topla
Несмотря на яркие батареи различных производителей, появляющиеся ежегодно, эти, испытанные годами, никогда не подведут.
Назначение индикатора-глазка
Он позволяет определить, нужна ли подзарядка. Но, в целом, это «игрушка», потому что находится глазок в одной банке. Хотя многими потребителями отсутствие его воспринимается как серьезный недостаток.
Маркировка
На корпус батареи наносят:
- стартовый ток: для отечественных он указан по ГОСТ, для американского стандарта – SAE, для Единой Европы – EN, для стандарта германского – DIN, ток холодной прокрутки – CCA, ICC и стартерного заряда – IP;
- измеряемая номинальная емкость обозначается, как 55 Ah;
- напряжение, измеряющееся в вольтах – 12 V;
- дата выпуска (очень важна для залитых батарей);
- страна производитель, завод и его адрес.
Очень важно наличие всех указанных данных, паспорта и защитных колпачков для клемм. Если нет чего-то из перечисленного, вероятнее всего, перед покупателем подделка.
Как определить срок эксплуатации и годности аккумулятора автомобиля
Как и для любой запчасти, для аккумуляторных батарей определен срок службы, по истечении которого его придется менять. В среднем он не превышает 3-5 лет. Но, есть факторы, способные «подкосить здоровье» раньше отведенного срока. Есть и такие, которые могут несколько увеличить его. К первым относятся:
- эксплуатация при экстремальных низких и высоких температурах, которые негативно влияют на химические процессы, протекающих внутри батареи;
- недозарядка. Каждые полчаса батарея должна заряжаться от генератора. Если это не так, мотор запускается от аккумулятора, т.е. увеличивается нагрузка на него в момент старта;
- отсутствие кожуха, который иногда водители снимают. А он защищает от перегрева и нежелательных химических процессов;
- установка в салоне дополнительных приборов;
- среднегодовой пробег;
- неправильное обслуживание.
Сколько вольт должен показывать аккумулятор автомобиля
Обычно батарею составляют 6 банок, выдающих напряжение суммарное 12 вольт. Измерить с помощью нагрузочной вилки можно как напряжение батареи, так и отдельно взятой банки, чтобы выявить неисправную, занижающую его в целом. Замеры проводят при комнатной температуре, поскольку заряд снижается на 1% при снижении температуры на градус.
При покупке на клеммах оно должно соответствовать 12,4-12,5В. Севшим полностью является аккумулятор с напряжением 10,5В, от которого не смогут питаться бортовые приборы. Следовательно, нельзя допускать полного разряда батареи.
Маркировка на аккумуляторных батареях
Важно: покупая аккумулятора, исходить нужно из технических характеристик автомобиля, позволяющих правильно выбрать требуемую емкость (для легковых она лежит в пределах 40-100 Ач), точно знать высоту места, где устанавливается батарея, длину и ширину (можно замерить габариты «старого» аккумулятора), пусковой ток и расположение клемм.
Не рекомендуется покупать продукцию неизвестных брендов. Лучше отдать предпочтение тем, которые гарантированно обеспечат качественную работу в течение нескольких лет. Правильнее покупку делать в специализированном магазине, а не на авторынке или магазинчике. Обязательно внимание обращать на корпус, где не допустимы: вмятины, трещины, сколы, загрязнения. На нем обязательно указывают: страну и завод – изготовитель, дата выпуска, а к самой батареи прилагаться технический паспорт. На клеммах присутствовать должны защитные колпачки. В противном случае, есть сомнения, что вам предлагают оригинальную батарею.