Все о барабанных тормозах: устройство, принцип действия, достоинства и недостатки

Барабанные тормоза для велосипеда

Конструкция барабанных тормозов давно отработана, поэтому уже много лет именно барабанный вид служат верой и правдой. В городских и дорожных велосипедах, а также в детских и подростковых моделях, используются в основном барабанные тормоза, устройство которых простое и надежное.

Те, кто катался на велосипедах лет 30 назад, помнят, что ни каких ручных тормозов тогда не было. Тормозили, надавливая на педали в обратную сторону. Это и был барабанный тип, которым оснащали «Аисты», «Школьники», «Десну», «Салюты», «Украины».

Принцип работы барабанных тормозов

Колодка

Торможение происходит за счет того, что велосипедист нажимает назад педали, приводя в действие колодки, которые находятся во втулке заднего колеса. Примером такого устройства является «торпедо». Внутри втулки расположены колодки, а корпус ее является барабаном.

Когда срабатывает барабанный тормоз, колодки прижимаются к корпусу, трутся о него, отчего и происходит плавная остановка байка. Иногда барабанные сочетают с V-brake, установленными спереди, что является удачной комбинацией, потому что два типа компенсируют недостатки друг друга.

Достоинствами барабанного типа являются:

  • барабанные устройства не требуют практически никакого обслуживания;
  • стойки к механическим воздействиям и погодным капризам, поскольку защищены корпусом втулки;
  • не чувствительны к восьмеркам и грязи (по той же причине);
  • одинаково эффективно тормозят в зной и дождь;
  • не нуждаются в настройке. Барабанные устройства просто устанавливают и едут – подстраивать не нужно ничего.
  • не портят обод, поскольку не контактируют с ним.

Тормоза барабанные эффективны, если у велосипедиста есть время притормаживать плавно. Если же случается экстремальная ситуация, требующая немедленной остановки, байк остановить помогают не барабанные, а V-brake, имеющие минимальный тормозной путь.

Главным недостатком барабанного вила является работа исключительно на велосипедах с одной скоростью.

Из менее значимых недостатков отметить можно следующие:

  • неудобство использования при вертикальном расположении. Чтобы затормозить из этого положения велосипедисту приходится тратить драгоценные мгновения для приведения в действие барабанного устройства. А эти секунды порой являются критическими. Опытные гонщики, зная это, педали держат всегда в горизонтальном положении или же одну из них немного выше другой, но никак ни вертикально;
  • частые отказы по причине слетевшей со звездочки цепи. Проблему решают, установив другой, дублирующий барабанный, тормоз (обычно V-brake) на переднее колесо;
  • большой, по сравнению с V-brake, вес. Из-за этого спицы и втулка при торможении несут значительные нагрузки, нагреваются (при длительном торможении) и выходят из строя;
  • использование барабанных устройств только на ведущем заднем колесе, поскольку тормозить и одновременно управлять очень сложно.

Они делятся на подвиды по типу привода:

  • с ручным приводом, приводящийся в действие тросиком, встречается сейчас редко;
  • с ножным приводом – более удобный, срабатывает при кручении в обратную сторону педалей.

Важность тормозного устройства для велосипеда никто не станет оспаривать, как, впрочем, и для любого другого транспорта. От его исправности зависит жизнь велосипедиста.

Оснащаются им все велосипеды, за исключением трековых.

Видов тормозов сегодня много. Они отличаются принципом действия и устройством, мощностью торможения, долговечностью, ремонтопригодностью, удобством.

Рекомендуем:

Помимо барабанных, о которых сказано выше, есть ободные и дисковые тормоза, стремянные и роллерные, которые, в свою очередь, делятся на подвиды.

Виды тормозов

Следующей рассматриваемой категорией будут ободные тормоза на велосипед.

Принцип действия ободных тормозов

Ободные тормоза на велосипед

Из названия понятно, что торможение осуществляется воздействием на обод колеса. Наиболее распространены сегодня тип V-brake, отличающийся неплохим тормозным усилием, низкой ценой и малым весом.

Они просты в обслуживании, поэтому, имея шестигранник, их отремонтировать можно в любых условиях.

Ободной тормоз на велосипед расположен на задних перьях велосипедной рамы и на вилке. Устройство осуществляет торможение, когда колодки подведены к ободу. Сделаны колодки из резины – материала мягкого, чтобы при торможении стирались они, а не велосипедный обод.

Принцип работы устройства заключается в том, что при надавливании на ручку тормоза, натягивается тросик, сводящий тормозной механизм, т.е. подводящий к ободу все колодки одновременно.

Ободные тормоза на велосипед

Ободные тормоза на велосипед

Самый большой недостаток этого типа – слабое торможение в сырую погоду. Есть, конечно, приемы, помогающие бороться с этим – кратковременное нажатие ручки тормоза. Второй недостаток – плохая работа на колесе с «восьмеркой», а также при неправильно выставленном зазоре между колодками и ободом.

Далее – тросик. Он со временем ослабевает и требует периодического подтягивания.

Ободные тормоза на велосипед - колодки

Еще один минус – быстро изнашиваемые колодки, на которые попадает песок или грязь. Характеристики торможения в этих случаях заметно ухудшаются. Но, здесь существуют нюансы: по грязи ездят далеко не все, поскольку занятие это тяжелое и неприятное.

Ну, а кто ездит, ездят не быстро, потому что большую скорость по грязи не разовьешь, поэтому и тормозить не приходится. Можно для борьбы с этим недостатком установить на велосипед колодки со специальными канавками для отвода грязи.

Далее, о перьях рамы и штанах вилки: их быстрый износ связан с большим усилием при торможении, от которого они расширяются. Чтобы недостаток устранить, дополнительную жесткость придают, установив специальные коромысла.

Колодки и покрышки тоже изнашиваются быстро из-за нагрева колеса при торможении. Несмотря на то, что расходный материал, к которому они относятся, стоит недорого и заменяется легко, это вызывает определенные неудобства.

Еще одним недостатком является невозможность установки на колесо покрышки, ширина которой больше 2,5 дюйма.

Хотя недостатков перечислено много, не все они играют принципиальную роль для среднего велосипедиста.

Устройство дисковых тормозов

Устройство дисковых тормозов

Позаимствованные у автомобилей и мотоциклов, они являются самыми современными и состоят из:

  • тросика (или гидролинии);
  • ручки;
  • калипера;
  • колодок;
  • ротора – крепящегося к втулке тормозного диска, зажимаемого колодками с помощью калипера, который в районе дропаутов прикреплен к раме.

Усилие от ручки через тросик или гидролинию передается к калиперу. Гидролинию заполняют специальным маслом или тормозной жидкостью

Достоинством этого типа являются:

  • не восприимчивость к загрязнению, поскольку стоят они в центре колеса;
  • плавное торможение;
  • не чувствительность к «восьмеркам» и геометрии ободов;
  • не повреждают обода;
  • не нуждаются в обслуживании.

Недостатки тоже есть:

  • трудность с подбором колодок из-за их большого разнообразия;
  • большая нагрузка на велосипедную вилку, втулку, спицы;
  • сложность в обслуживании и невозможность ремонта вдали от цивилизации;
  • большой вес;
  • дороговизна;
  • проблемы с установкой багажника (мешает калипер).

Зная теперь устройство и принцип действия основных типов тормозов, можно решить, какие из тормозов лучше - дисковые или барабанные? А может ободные?

Видео: V-brake vs. Дисковая механика Vel Com - Battle

Интересные материалы: