История Элона Маска, или от банкротства до строительства колоний на Марсе

1

Элон Маск – известный предприниматель и изобретатель современности. Но дорога, к столь амбициозным планам, связанным с колонизацией Марса, не была прямой и легкой. Ему пришлось испытать горечь поражений, но благодаря упорству, сегодня он может в полной мере наслаждаться радостью побед.

Детские годы Элона Маска

Детские годы Элона Маска

Мальчик рано остался без отца, поскольку родители развелись. С десяти лет он увлекся программированием, а в двенадцать впервые продал за 500 долларов видеоигру стрелялку Blast Star, в которой игрок сражался с инопланетянами. Он мечтал начать свой бизнес, связанный с производством аркад. Однако так и не получил на это официального разрешения.

Видео: История успеха миллиардера Элона Маска

Элон Маск учился в Канаде, живя у родственников в провинции Онтарио. Позже он переводится в Стэмфорд, но не заканчивает университет.

Первой компанией, основанной с братом, становится Zip2, создающая софт, позволяющий изданиям новостей размещать на страницах Интернет контент, а для клиентов становятся доступными платные сервисы. Одним из инвесторов был фонд Mohr DawidovVentures. Его партнеры желали перепродать компанию. Однако, благодаря уговорам Элона Маска, они этого не сделали, согласившись раскрыть полностью ее потенциал. Среди клиентов Zip2 было известные издания - Pulitzer Publishing и The New York Times. Выкупила стартап в 1999 году фирма Compaq, которая заплатила за сделку 304 миллиона долларов. Маск получил 7%, т.е. 20 миллионов. И это было неплохое начало.

О компаниях X.com и PayPal

Затем, он разработал систему проведения платежей по электронной почте - X.com. Спустя немногим более года происходит слияние ее с Confinity, где используется платежный сервис PayPal, разработчиком которого является Питер Тиль. Это был 2000 год. О Маске того времени Тиль писал:

необычайно харизматичный, умный и увлеченный. Обычно у людей присутствует одна из перечисленных черт характера, но в этом человеке они присутствуют в полной комбинации. Соперничать с его стартапом было страшновато.

Совет директоров фирмы X.com рассчитывал, что эти две компании сольются в одну. Однако Маск придерживался иного мнения. Разногласие с руководством закончились тем, что его отправили в отставку, но доля, которая составляла 11,7% и была самой большой среди владельцев, сохранилась за ним.

После увольнения Элона Маска проект получил название PayPal. В 2002 году акции разместили на бирже. Их очень быстро скупила eBay, не пожалевшая 1,5 миллиардов долларов. От этой сделки Элон Маск получил 165 миллионов. Эта сумма составила более половины от стоимости его предыдущей компании.

Создание SpaceX - компании, нацеленной на колонизацию Красной планеты

Имея на руках «приличный» капитал, Элон Маск в том же году создал SpaceX. Она стала первой в мире частной компанией, занимающаяся организацией космических полетов и осмелившейся соперничать с космическими агентствами государственными. Предпринимателем Элоном Маском в Space Exploration Technologies Company было вложено более ста миллионов. Однако, в успех верили немногие.

Создание SpaceX

Единственным человеком, не сомневающимся не на минуту в успешности проекта, был Питер Тиль, который и сам инвестировал в SpaceX. Причем, делал он это не только из-за личного знакомства с основателем и уверенности в его преданности делу, но еще потому, что считал космические полеты для развития человечества крайне важными.

Первые испытания Falcon1 состоялись спустя четыре года. Благодаря им на орбиту был выведен малазийский спутник.

А еще через два года у Маска на руках был сенсационный контракт на сумму 1,6 млрд. долларов, который ему удалось заключить с NASA.

SpaceX взяла на себя обязанность организовать двенадцать полетов на КМС, чем положила конец всем спорам о том, является ли компания конкурентом NASA: космические полеты с этого момента становились намного дешевле.

В 2012 году глава компании объявил о новых фантастических планах, связанных с колонизацией Марса. Вначале планировалось отправить на Красную планету до 15 путешественников и около 100 тонн полезного груза. Со временем планировалось расширить колонию до восьмидесяти тысяч жителей.

Видео: Элон Маск рассказал о планах колонизации Марса

На планету по мнению организатора можно доставить оборудование, которое производить будет метан и кислород, необходимый людям и растениям. Этот проект будет первым шагом в освоении и иных планет, а также даст возможность начать транспортные перелеты, стоимость которых составит примерно пятьсот тысяч долларов, что считается суммой приемлемой для жителей развитых стран.

Каждый последующий визит даст возможность доставлять различные материалы, необходимые для возведения куполов для проживания. В прозрачных жилищах будет создана атмосфера, привычная человеку. Количество «жилищ» будет расти, а объем перевозимого материала сокращаться, высвобождая место на транспортном корабле для перевозки новых «переселенцы».

Понятно, что вначале рассчитывать на регулярные рейсы нельзя, учитывая дороговизну. Продумана была и техническая сторона: для перевозки грузов разработают специальную систему, аналогов которой не существует сегодня. Ее название - «Mars ColonialTransporter». Больше о ней неизвестно ничего. Ее презентовать было намечено на 2015 год, как и инновационный скафандр, который планируется сделать не просто многофункциональным, но и отвечающий по эстетике требованием 21 века. Со слов Элона Маска оба проекта реализовать непросто, поэтому времени и требуется так много.

А вот двигатель Raptor, предназначенный для космических перелетов, создан даже в двух вариантах – вакуумный и стандартный.

Просчеты SpaceX

Просчеты SpaceX

Но, радужные мечты компании разбились о море проблем. Главной головной болью стали Falcon9R – двухступенчатые ракетоносители, принадлежащие к третьему поколению. Испытания в 2014 году закончились взрывом аппарата через несколько секунд после запуска. Причиной аварии стала по словам экспертов «аномалия», приведшая к блокировке автоматической системы, отменившей полет.

2010 год: новые испытания Falcon 9

Более удачно закончился новый запуск ракеты, проведенный в начале 2015 года. Орбиты аппарат достиг удачно, а вот с приземлением были проблемы: аккуратно посадить на платформу первую ступень не удалось. Из-за жесткого приземления, серьезно пострадала часть оборудования. Но, на успешную посадку компания рассчитывала мало: ее вероятность оценивалась в 50%, поэтому результат был вполне предсказуем.

Видео: Элон Маск и SpaceX приземлили первую ступень ракеты Falcon 9 на баржу

Финансовые итоги

Элон Маск поставил задачу сократить затраты по выведению космических кораблей в космос. Известно, что запуск одной Falcon9 обходится в 56-77 миллионов американских долларов, а затраты на выведение европейского Ariane 5 и российского «Протона» и того больше. Они составляют 200 и 100 миллионов долларов. При этом «Протоном» груза перевозится вдвое больше, поэтому достичь поставленной цели непросто.

SpaceX остается по-прежнему частной и приносящей прибыль компанией, доход которой за четыре года достиг четыре миллиона долларов.

Видео: Презентация SpaceX Dragon v2

Tesla

Известнейший предприниматель, помимо рассмотренных проектов, вложил семьдесят миллионов долларов в 2004 году в производство электромобиля Tesla, за основу взявший Lotus Elise. Но вместо обычного бензинового двигателя у Teslы установлен аккумулятор. Да и «начинку» заменили полностью.

Tesla

Начало серийного выпуска было намечено на сентябрь 2007 года. Но, в результате себестоимость впервые выпущенного электрокара TeslaRoadster, значительно превышала рыночную цену, которую запланировала компания.

Это привело к массовым увольнениям. В числе уволенных оказался Мартин Эберхадр – один из основателей фирмы. Пришлось заняться поиском более выгодных поставщиков и доработкой электрокара. Но, дела шли так плохо, что пришлось поднять стоимость предзаказанных машин. Понятно, что покупатели были недовольны, а пресса «трубила» о неудачах компании.

С огромным трудом на рынок была выведена в 1008 году первая партия электроавтомобилей. Это обошлось в сто сорок миллионов долларов, что больше планируемого почти вшестеро. Годом позже, однако, был анонсирован седан Model S, принадлежит который к классу «премиум». Этот уникальный электромобиль привлек инвесторов, которые вложили 50 миллионов долларов.

Видео: История успеха Элона Маска

Спустя год, когда Элон Маск занимал в компании должность генерального директора, им снова пришлось пережить не лучшее время из-за чего компания вынуждена была объявить о решении разместить акции Tesla на бирже. Нужны были 100 млн. долларов, чтобы осуществить IPO, но желающих вложить средства не нашлось. Элон Маск принял решение профинансировать проект из собственных средств.

В добавок к имеющимся проблемам, у вышедшей в это же время второй партии выявили брак – истирание низковольтного провода, от которого питание подается на фары, подушки безопасности, а также поворотники. Такие дефекты в области фары правой (передней) в процессе эксплуатации вызывают короткое замыкание.

Данный дефект мог проявиться у 450 электрокаров, поэтому было объявлено, что партия отзывается.

Тонкая грань, или как удалось избежать банкротства

Teslе в июне 2010 года удалось провести IPO. Цены на акции вопреки прогнозам аналитиков достигли отметки 41% уже в первый день. Такое внимание положительно отразилось на инвестировании – компания получила 226 миллионов долларов, что позволило начать, спустя два года, поставку Tesla Model Sв Америку.

Партию в тысячу автомобилей раскупили с молниеносной быстротой. По оценкам NHTS модель была признана самой безопасной в мире.

Благодаря этому, был погашен правительственный кредит и впервые квартал закончился без убытков. Пока, к сожалению, этот финансовый период (первый квартал 2013) является единственным, который принес прибыль.

В следующем 2014, а точнее 6 октября, Тесла познакомила с новой разработкой - полноприводной моделью Model S P85D. Это главное ее отличие от предшественниц. Авто разгоняется до «сотки» в течение 3,2 секунд. В том же месяце было анонсировано возвращение Model S, которую решено реализовывать за 1⁄2 цены.

Проект SolarCity

Он не менее амбициозный, чем другие, но о нем немного известно в России. Это еще одна компания Элона Маска, направлением деятельности которой является изготовление солнечных панелей, которые могут вырабатывать дешевую электроэнергию. SolarCity среди ведущих производителей панелей занимает лидирующее место.

Проект SolarCity

Видео: проект "Solar roof"

Маск уверен, что это перспективное направление. По его убеждению, уже к 2040 году более 40%мировой энергии будет приходиться на долю солнечной. Поэтому так важно, чтобы процесс был безотходным. Другими словами, нужно на электростанции отправлять батареи с окончившимся сроком эксплуатации, поскольку непригодные к использованию в автомобилях, они смогут не один год прослужить на электростанции «верой и правдой».

Каким будет транспорт будущего Hyperloop?

И этот вопрос интересовал Элона Маска. Поэтому им в 2012 году параллельно с проектом покорения Марса, анонсировался еще один - Hyperloop. Заключается он в создании высокоскоростного транспорта для пассажиров, который напоминает капсулы.

По размеру они сравнимы с человеческим ростом и напоминают, используемые в крупных офисах для доставки документов. Одна капсула в по задумке Маска в состоянии вместить 28 человек.

Она сможет перемещаться по трубопроводу, диаметр которого составит 2,2 метра, если создать в нем низкое давление, необходимую аэродинамику и закачивать воздух между поверхностями. За 30 минут легко покрыть расстояние в 550 километров. Стоит строительство такой магистрали в разы меньше, чем требуется для постройки железной дороги, поэтому билеты в капсулу не будут дорогими.

Предприниматель объявил, что испытательный трек будет построен к началу 2015 года. Проект реализуют в Техасе. В тестировании принимать должны участие коллективы студентов и исследователей, между которыми возможно организовать в будущем конкурсы.

Так ли безопасно создание искусственного интеллекта?

Элон Маск работает также в области создания искусственного интеллекта. По его признанию, он боится повторить сюжет, который использован в фантастических фильмах типа «Терминатор», где против людей восстали машины, ими же созданные. Поэтому предприниматель лично контролирует все разработки, связанные с искусственным интеллектом, как и вкладывает личные сбережения в компанию Vicarious FPC, ведущую их.

Видео: Элон Маск об Искусственном Интеллекте

В 2014 году сумма его инвестиций составила 40 миллионов американских долларов.

Разработчики планируют сделать сканирование коры головного мозга человека, точнее областей, отвечающих за моторику, речь, мышление, сенсорное восприятие, которое будет преобразовано в программный код.

Предприниматель предупредил человечество еще в 2014 году, что уже через 4-5 лет может появиться компания, подобная SkyNet, поэтому пора задуматься, как это предотвратить. Он также высказался, что опасается создания искусственного интеллекта, сравнить который можно с призываниями дьявола: ведь все, кто призывает демонов уверены, что в состоянии их контролировать.

С ним согласились многие ученые, придерживающиеся такого же мнения.

Элон Маск перечислил в январе 2015 сумму в 10 миллионов институту, который проводит исследования, связанные с безопасностью людей. Маск не просто перечислил «круглую сумму», но дал ученым рекомендации, на какие цели он желает потратить свои сбережения.

Взаимоотношения с сотрудниками

Видео: креативный эксплуататор

Отменного стратега и амбициознейшего из предпринимателей Элона Маска характеризуют как весьма жесткого руководителя. Работающий ныне в компании Samsung Бретт Фостер, некогда являлся инженером Tesla. Как и большинство бывших коллег, он рассказывает о давящей атмосфере в компаниях, руководимых Элоном, которому слово «нет» не знакомо. Он требует от сотрудников безоговорочного выполнения его распоряжений, хотя многие из них, по мнению работающих, не просто выглядят необдуманными, но и откровенно глупыми.

Со слов вице-президента Тесла, Элон Маск не понимает, столько работать, сколько работает он, по силам далеко не всем. Маску нужны преданные сотрудники, всегда активные. Но, он не думает, что таким отношением он делает сложной не только работу, но и их жизнь. Всех несогласных с его мнением, предприниматель в компании долго не держит.

Интересные материалы: