Как микрокар и велосипед Smart смогли изменить отношение к электроавтомобилям во всем мире

микрокар smart

Бензиновыми Smart  в России торгуют официально, правда, произошло это спустя пятнадцать лет с их рождения. А будет ли в России продаваться Smart, работающий от электромотора?

микрокар smart

Над задним колесом электрического автомобиля остался воздухозаборник, который здесь не выполняет никакой функции - это атавизм, доставшийся от предшественника. Ну, не было просто смысла из-за этого менять весь корпус, согласитесь.

Еще один вопрос, который волнует потенциальных водителей и некоторое удивлении е вызывает у смартовцев: «как зависит пробег от температуры окружающей среды?».

микрокар smart

О наших морозах разработчики наслышаны, но испытать их «на своей шкуре» им не приходилось. Для них вполне достаточно того, что электрокар испытания проходил при минус двадцати градусах в Швейцарии. А минус сорок? Для разработчиков намного важнее, как скажутся на дальности пробега манеры вождения, а не холод, поэтому они советуют сильно не жать на тормоз, который и является основным фактором снижения пробега.

Но, русские не сдаются. И под их натиском немцам приходится признаться, что потеря мощности у автомобиля второго поколения в морозы достигала отметки 50%. Ну, какой эта цифра будет у Смарта третьего, у них никак не узнать.

Маленький салон автомобиля, как ни странно, в этом случае выручит, ведь энергии на его обогрев понадобится меньше. Салон маленький, но есть. А  имеется ли усилитель руля? Баранка у авто, действительно, тяжелая, хотя на презентации заявлено, что электрический усилитель руля, есть.

микрокар smart

Зато, никто не может обвинить Smart в том, что он не дружит со смартфонами: кроме порта и держателя, имеется уникальное приложение Vehicle Hompage, объединяющее ряд сервисов. Через Всемирную Сеть владелец, лежа на диване, через зарядный кабель и беспроводной протокол легко может связаться с автомобилем, узнать степень зарядки батареи, дать команду на  его подзарядку, охлаждение или подогрев салона, найти ближайшую станцию зарядки, продумать  маршрут.

Как оказалось,  автомобиль  проектировался изначально, как электрический, т.е. в его генах заложен электроток.

На данное время, небензиновых авто выпущено более двух тысяч. Третья генерация, по словам же самих немцев, является самой совершенной и прогрессивной.

микрокар smart

Владельцы Смартов, как это ни странно, против быстрой зарядки  авто. Им  привычнее ставить его для подзарядки на ночь и знать, что на весь день хватит ночной зарядки. Те, кто хоть раз оказывался за рулем этого авто, помнят ощущения долго – очень разительный контраст между внешностью и совсем не детским характером машины.

микрокар smart

Смарт Fortwo является электромобилем!!! Из-за бесшумной езды, пешеходы его могут не замечать, поэтому предусмотрена опция – специальный звук, который будет предупреждать людей о приближении транспортного средства. Не растерял автомобиль и фамильных черт, которые одним нравятся, а у других вызывают раздражение: неподатливый руль, амортизаторы (кажется, они отсутствуют вовсе), держащие в тонусе водителя, упрямая педаль «тормоз», продавливать которую приходится всей стопой.

У первого поколения булл еще весьма «нахальный» интерьер и крайне низкая шумоизоляция. Теперь в салоне все выполнено аккуратно, даже мило (местами). Шумоизоляция тоже «подтянулась», поэтому в пробках можно спокойно разговаривать, даже, если отбойным молотком под водительской дверью пользуется дорожный рабочий. Он, безусловно, стал лучше, но, к сожалению, машине ничего опять не перепало от родственного Мерседеса. Отчасти его сравнить можно  с нашим Запорожцем, только сильно улучшенным.

микрокар smart

Машинка хороша, если ежедневное расстояние, проезжаемое на ней небольшое. Для тех же, кому приходится преодолевать более 150 км в день, лучше выбрать модель другую. Хотя все пожелания клиентов, желающих иметь автомобиль для передвижения в городе, сотрудники Смарта выполнили: более высокая скорость,  ускоренная процедура зарядки, лучшая динамика разгона, больший запас хода. Все это есть в новой модели!

микрокар smart

Теперь о подвеске. Разницы у нее с аналогом бензиновым нет. Единственно, что сделано, так это адаптация пружин, поскольку электрокар тяжелее на 150 кг. К слову, на бордюры высотой 140 мм машина выезжает совершенно свободно – тут разработчики постарались!

Разгоняется малыш теперь до сотни за 4,8 (было 6,5) секунд. Максимальная скорость достигает 125 км/ч (могло быть и больше, если бы не сдерживающий «ошейник»). Увеличен и запас хода на 10 км. На час сокращено время зарядки, которое теперь составляет шесть часов.

В принципе, вполне современный автомобильчик, да еще с резвым характером. Как известно, в компании свои собственные батарея и мотор, поэтому компания сделало заманчивое предложение – купить электрокар можно без аккумулятора по программе sale&care. Последнюю можно прибрести в аренду, которая обойдется в месяц в 65 долларов.

микрокар smart

У немцев есть достойный ответ и на то, что делать, если внезапно села батарея аккумуляторная? Во-первых, они потрудились над тем, чтобы максимально точно работали приборы, показывающие уровень мощности и заряда, Во-вторых, злоупотреблять кондиционером экономически не выгодно, потому, что он отбирает практически 40 километров пути.

микрокар smart

Если даже случится, что заряд достигнет нулевой отметки – потеряно не  все: на такой случай есть опция «последний километр», которая исключает внезапную остановку. Хотя довести до такого состояния батарею трудно. К тому же, чтобы позволить водителям окончательно потерять страх, Европа, Канада и США просто «опутаны» зарядными станциями, которых становится больше и больше.

микрокар smart

Как и для любой машины, электрокару нужно ТО, проводится которое через каждые 20 тысяч километров (раз в год). В остальном автомобиль не отличается от бензиновых братьев: тормозные колодки, замена фильтров и прочее.

Для всех стран заявлена базовая стоимость – 15890 евро (купе) и 18486 евро (кабриолет). Со стоимостью батареи это будет соответственно 19900 и 22496 евро. Учитывая поддержку государства, Смарты могут ездить по выделенным полосам, предназначенным для общественного транспорта, и  въезжать бесплатно  в центр города.

микрокар smart

Вдобавок к этому планируется создание  международной сети проката электрокара. Третьим мировым автопарком, после Сан-Диего и Амстердама станет Штутгарт. Водителям Смартов в Европе гарантирована государственная поддержка. Плюс дополнительные услуги от компании Smart, к примеру, 15% скидки на автостоянках фирмы APCOA Parking AG, 20% дисконт на аренду от Europcar.

микрокар smart

В дверце небольшого багажника хранится шнур для зарядки. Немного потрудившись, можно придумать, как к этому багажнику прикрепить велосипед. микрокар smart

Автомобиль немцы изобрели, чтобы городские жители стали мобильными. Хотя  мобильность может дать и другой Смарт, который является велосипедом.

велосипед smart

Вот уж кому не придется стоять в пробках, так это электровелосипеду Pedelec, оснащенному 250 ватным двигателем и бортовым компьютером BionX, светодиодной техникой Busch & Müller и трехскоростным переключателем SRAM i-Motion.

Устойчивые 26-дюймовые колеса, которые обули в резину Continental EcoContact Plus, делают этот транспорт маневренным и надежным. От компании Ergon в ней – педали и грипсы, а от фирмы Magura – тормоза гидравлические с рекуперацией. Все, что осталось, - дело рук смартфоновцев.

Россиянам пока не ждать прибытия в страну Ибайка по нескольким причинам: заоблачная цена, отсутствие велосипедной инфраструктуры и центров обслуживания. Похоже, что, разрабатывая велосипед Smart Ebike, немцы себе изменили: вместо суперкомпактного, электровелосипед оказался  громоздким и достаточно тяжелым. Вес его 26,2 кг, а цена  - 2849 евро (это в Германии!).

Эти деньги немцы платят за дизайн, получивший премию Red Dot, сотню километров пробега, электромотор, помещенный в ступицу заднего колеса, литий-ионный аккумулятор, USB-порт и карбоновый ремень, заменяющий цепь.

микрокар smart

В придачу к ним -  жесткий ход, неудобно расположенный дисплей, две кнопки справа («минус» и «плюс») для включения одного из четырех уровней поддержки мотора и плохо вращающиеся педали в режиме пополнения заряда.

велосипед smart

Если нужно зарядить батарею, ее легко снять и унести с собой. Для надежности рама закрывается на ключ. Вес батареи составляет три килограмма, а зарядка осуществляется от  бытовой розетки, на что требуется пять часов.

Скорость максимальная – 25 км, но ее откровенно мало для такой махины. А быстрее ездить суровые европейские законы запрещают.

велосипед smart

Несмотря на то, что этот электровелосипед далек от идеала, он действительно позволяет совместить приятное время препровождение с полезными поездками без пробок, потому что, например, в Берлине  масса велосипедных дорожек, на которых никто не паркуется, и нет пешеходов.

Многие ждут, когда семейство Смартов пополнится электромотороллерами. Но, это у них. Нам же остается пока только рассуждать на тему электротранспорта.

Техника

микрокар smart

Вернувшись к электроавтомобилю, скажем, что основные его компоненты – мотор и аккумулятор - выпускаются концерном Daimler и его партнерами. В разработке аккумуляторов, мощность которых 55 кВт, а вместимость – 17,6 кВт/ч, участие принимала компания Evonik Industries и Deutsche ACCUmotive, а в создании двигателя (55 кВт, 130 Н•м) – фирма Bosch.

микрокар smart

Три модуля по 93 ячейки составляют литий-ионную батарею (52 амп., 17,6 кВт•ч), вес которой 175 кг, а мощность – 35-55 кВт. 

История

микрокар smart

Smart появился на свет благодаря бизнесмену Швейцарии Николасу Хайеку, имеющему ливанские корни. По образованию он металлург, но в Швейцарии занимался вопросами поглощений и слияний. Его бурная деятельность в этой сфере привела к открытию компании Swatch в 1983 году, которую сегодня хорошо знают по дизайнерским хронометрам. Предприниматель и сам очень любил часы, которые носил на руке не одни.

микрокар smart

У Хейка  в конце 80-х возникла идея создания стильного и небольшого транспорта для города. Он, вместо того, чтобы конкурировать с автопроизводителями, стал сотрудничать с ними и спустя чуть более десяти лет, договорился с руководством Volkswagen, начать совместный проект «Свотчмобиль».

микрокар smart

Но, вскоре в компании сменился директор, а новый, в угоду собственной концепции, решил закрыть проект Хейка, вплотную занявшись собственным - Volkswagen Lupo 3L. Эта малолитражка  потреблять должна была на 100 км всего 3 литра  дизельного топлива. Хейк вновь занялся поиском партнера, получив отказ от именитых компаний: Фиат, BMW,  Renault,  General Motors. После долгих поисков его поддержали в Daimler-Benz. В 1994 году было создано совместное предприятие под названием Micro Compact Car. Начались работы созданию микрокомпактного авто.

nafa

 Желание Хейка назвать машину в честь марки выпускаемых им часов, типа Swatch Car и Swatchmobile, не нашли поддержки у Daimler-Benz, и ее назвали Smart – некая аббревиатура  словосочетания Swatch Mercedes Art.

микрокар smart

Прообразами сегодняшнего Смарта были  концепты Eco Speedster, Eco Sprinter, вырисовывали которые дизайнеры Мерседеса.

микрокар smart

Первая модель Смартов запущена была во Франции в 1997 году. На торжестве присутствовали Гельмут Коль и Жак Ширак. Через год уже состоялась премьера, а затем началась продажа авто в девяти странах мира.

микрокар smart

Готовый проект, к сожалению, не оправдал надежд автора - Николаса Хайека, который настаивал на гибридной версии, но в Даймлере не помышляли дальше бензиновой. Хайек оставил проект, продав свою часть акций. На тот момент ему было уже 82 года.

микрокар smart

У Смарт небогатый модельный ряд. Все авто, по большому счёту, являются концептами Smart Fortwo, кроме двух модификаций: спортивной Smart Roadster и четырёхместной Smart Forfou, да и те уже сняты с производства с 2006 года.

микрокар smart

Электрокар под одноименным названием Смарт, известность получил изначально  под именем Smart Fortwo EV. Тогда автомобиль первого поколения  оснастили 30-киловатным двигателем, который мог разгонять машину до 120 км/ч, покрывал на одной зарядке расстояние 110 км и питался от натрий-никель-хлоридной батареи, заряжалась которая, в течение восьми часов. Его так и не увидел широкий потребитель.

микрокар smart

Это был 2007 год, а спустя два года с конвейера сошел электрокар второго поколения, уже имевший запас хода в 135 км, литий – ионную батарею, которые позволяли набрать максимальную скорость 100 км/ч. Испытания модель прошла, а затем, по их результатам был выпущен автомобиль Smart Fortwo Electric Drive.

Интересные материалы: