В чем сложность ремонта амортизаторов своими руками?

Ремонт амортизаторов своими руками

Устройство, гасящее удары, толчки и колебания, которые испытывает велосипедная рама, называются велосипедными амортизаторами. То есть, от их качества зависит комфорт при езде на двухколесном транспорте. Периодически требуется осмотр и ремонт амортизаторов своими руками или с помощью специалистов.

Ежегодно увеличивается число людей, изъявляющих желание прокатиться на велосипеде. А к спросу должно быть и предложение. Вот и стараются производители угодить всем любителям велосипедных прогулок, выпуская новые модели байков и усовершенствуя существующие.

Растет все больше популярность велосипедов для поездок по бездорожью, а также используемых для выполнения прыжков и более сложных трюков. Понятно, что после таких «покатушек» без ремонта не обойтись.

Для этого их оснащают специальными элементами, позволяющими ездить с комфортом – амортизаторами. Но, чтобы ездить с комфортом, периодически им нужен ремонт.

Устройство

В классическом понимании, амортизатор состоит из демпфера и пружины (рессоры). Мощные пружины уменьшают при езде с большой скоростью по неровным дорогам удары, которые испытывает рама.

Демпфер гасит их и стабилизирует положение байка. Важно, что относится демпфирующая система к дополнительной, поэтому стоит не всегда, точнее, не на всех видах амортизаторов.

Ремонт амортизаторов своими руками

Обязательно их ставят на спортивные байки и горные, потому что велосипедисту, например, соревнующимуся по даунхиллу, необходимо на большой скорости преодолевать трассу, состоящую из ям и кочек, а также подпрыгивать, чтобы перескочить преграды.

На байках, назначением которых является езда по ровному асфальтовому покрытию – шоссейных и дорожных, не обязательно ставить амортизаторы.

Разновидности амортизаторов

Амортизаторы разделяют на воздушно-масляные, обеспечивающие мягкий ход и имеющие меньший вес, и пружинные – более тяжелые и жесткие.

Чаще системы установлены спереди и называются амортизационной вилкой, которую нужно научиться разбирать для проведения ремонта.

Бывают они такими:

  • пружинные (жесткие или с эластомерным демпфером). Это наиболее простые и недорогостоящие конструкции, представляющие собой пружины, встраиваемые в ноги вилки велосипеда.

Демпфером их не дополняют, поэтому эффективностью при преодолении пересеченной местности, они не отличаются - у них низкая. Зато в других велосипедах они используются очень активно, повышая комфортность, но и требуя ремонта.

В эластомерных, помимо металлических рессор присутствует демпфер, который расположен в центре вилки. Колебания таким амортизатором гасятся сильнее, чем описанным выше устройством. Поэтому используют его, когда нужно преодолевать неровности дорог - мелкие и средние;

Ремонт амортизаторов своими руками

  • воздушные – более эффективные, если сравнивать с пружинными. Для смягчения ударов в них используют воздух, закачанный в вилку. К недостаткам относят дороговизну вилки и недостаточные уплотнительные способности манжет;
  • масляные. Их условно разделяют на воздушно-масляные и пружинно-масляные. В первом варианте функции пружины возлагаются на рессору, во втором- на закачанные в вилку воздух. А демпфером выступает картридж, заполненный маслом.

Задними амортизаторами устраняются остаточные силовые действия ударных нагрузок, поэтому они считающиеся дополнительными. Основные удары приходятся на колесо переднее.

По конструкции оба вида устройств практически одинаковы. Байк с установленными спереди и сзади амортизаторами, называют двухподвесным. В этом случае, ремонта требуют оба вида.

Ремонт амортизаторов своими руками

Обслуживание амортизаторов

Новички и опытные велосипедисты порой не знают, как проверять амортизатор на работоспособность? Если начинает скрипеть амортизатор на велосипеде или подозрения вызваны подшипником опоры амортизатора переднего или с иной поломкой, необходим осмотр или ремонт амортизационной системы.

В обоих случаях для ремонта без снятия вилки не обойтись. Можно, безусловно, доверить ремонт специалистам сервисного центра, но своими руками сделать это несложно.

Особое внимание уделить нужно ремонту воздушных вилок и масляных:

  • заменить в картридже масло. Такой ремонт рекомендуется делать после 4-5 километров пути;
  • почистить сальники, смазать и проверить на течь (каждые 100-150 км);
  • проверить на наличие трещин и сколов внешнюю поверхность;
  • осмотреть манжет, установленный на пневматической вилке (еженедельно).

Ремонт амортизаторов своими руками

Проверку на внешние дефекты проводят также для эластомерных вилок и обычных пружинных. Если есть необходимость, проводят ремонт. Требует периодического ремонта и полимерный демпфер.

Ремонт вилки

Для ремонта вилки велосипед ее необходимо снять, для чего байк ставится вверх колесами, демонтируется ободной тормоз, а затем только снимается переднее колесо и извлекается рулевой вынос с трубой. Следующий шаг, предшествующий ремонту, – извлечение вилки с предварительным снятием опорного кольца.

Для извлечения пружины, следует раскрутить болты регулировки силы. После этого демпфер легко снимается.

После извлечения уплотнителей с помощью отвертки, освобождают полностью амортизатор – он готов к ремонту.

Все детали визуально осматриваются, чистятся, смазываются и, если необходимо, подвергаются ремонту или заменяются новыми. Если проводить такой ремонт раз в сезон, никогда не подведут амортизаторы. Когда все детали смазаны, в обратной последовательности собирают и устанавливают вилку на место.

Рекомендуем:

Задний амортизатор тоже требует периодического ремонта, т.е. осмотра, чистки и смазывания. Для подвески нужны смазки густые и высокотемпературные.

Ремонт амортизаторов своими руками

Время от времени нужно подтягивать пружины, настраивать скорость компрессии под конкретные условия езды и отскок: лесная или горная дорога, трасса с камнями, ямами и пр.

Ремонт амортизаторов своими руками

Чтобы не снижалась чувствительность пружины к ударам, настройка проводится этапами: вначале выбирают скорость сжатия, проверяют во время движения и, затем регулируют скорость отскока.

Если амортизаторы обслуживаются не вовремя, снижаются не только ходовые характеристики байка, но появляется риск повреждения рамы и деформации обода.

Регулировка амортизаторов

Методов существует несколько:

  • настраивают гибкость пружины;
  • изменяют скорость ее сжатия и возврата;
  • блокируют ход;
  • регулируют ходовое расстояние пружины.

Ремонт амортизаторов своими руками

Для ремонта заднего амортизатора, в котором отказала гидравлика, необходимо снять пружину, стравить давление в резиновой груше, открутить регулятор отбоя.

Обычно на этом этапе ремонта проблема понятна – это масло непонятного цвета и запаха, да отложения материала, появляющегося от трения амортизатора поршня о стенки. Все извлеченные внутренности тщательно очищают.

Ремонт амортизаторов своими руками

Если необходимо заменить сальник и установить утерянный отбойник, разбирать придется полностью поршень.

При забитой регулировке сжатия, движение внутреннего штока затруднено. В этом случае на 1-2 дня все нужно замочить узел в ацетоне и периодически совершать поступательные движения штоком.

На следующем шаге ремонта, промыв и высушив детали, проводят сборку:

  • поршень вставляют в цилиндр;
  • устанавливают стопорное кольцо;
  • в резервуар заливают масло;
  • поршень двигают взад-вперед, чтобы вышел воздух, а емкость заполнилась маслом полностью;
  • грушу вставляют, слегка ее сжав;
  • производят фиксацию стопорным кольцом.

К плюсам этой конструкции относят удобство прокачки, которую обеспечивает удобное расположение цилиндров (под углом). Оставшийся воздух несложно стравить, открутив в верхней части болт.

Отдельного внимания требуют стойки амортизаторов задние, т.е. их ремонт. Чтобы понять, что проблема в них, требуется осмотр. Наличие масляных потеков свидетельствует о необходимости ремонта. Неисправная верхняя опора стойки амортизатора также приводит к выходу его из строя, хотя случается это крайне редко.

Видео: Ремонт aмортизатора Bentley Arnash

Интересные материалы: