Solar Impulse: кругосветный полет на энергии солнца

Solar Impulse - амбициозный проект двух швейцарцев, который призван обратить внимание человечества на альтернативные источники энергии. 9 марта их детище - самолет на солнечных батареях - вылетел в кругосветное путешествие.

В воскресенье, 9 марта 2015 года, самолет проекта Solar Impulse, который работает исключительно на солнечной энергии, отправился в кругосветное путешествие. Он поднялся в воздух в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов, чтобы в течение около пяти месяцев покрыть расстояние в 35 тысяч километров, совершив всего 12 посадок, – в частности, в Маскате, Ахмадабаде, Варанси, Мандалае, Чунцине, Нанкине, на Гаваях, в Финиксе и Нью-Йорке.

Инициаторами проекта стали два швейцарца. Один из них – Бертран Пиккар. Его дед, изобретатель Огюст Пиккар, стоит отдельного внимания: он, заинтересовавшись недосягаемыми высотами, создал стратостат, позволяющий совершать полеты в стратосфере, а затем использовал эту разработку для того, чтобы достигнуть максимальных морских глубин, и изобрел батискаф. Его детище – "Триест" – позволил совершить рекордное погружение в Марианскую впадину.

Бертран Пиккар, унаследовавший, кажется, от своего родственника энтузиазм, изобретательность, техническую смекалку и авантюрность, в свою очередь, известен тем, что совершил первый беспосадочный полет на аэростате. Теперь же его интерес, воплощенный в Solar Impulse, – зеленая, или альтернативная, энергия, а кругосветный полет на "солнцелете" – это амбициозная попытка обратить на нее внимание.

Второй человек, имеющий прямое отношение к проекту, – Андре Боршберг, пилот и бизнесмен, который привлек к воплощению "сумасшедшей", как он сам ее называет, идеи множество специалистов. Пиккар и Боршберг – не только создатели, но и пилоты Solar Impulse в кругосветном вояже.

Техническое оснащение аппарата, созданного швейцарцами, поражает воображение: на крыльях и фюзеляже самолета расположены 17 тысяч солнечных батарей, а в корпусе находятся литий-ионные аккумуляторы, которые запасают энергию для ночных полетов. Предполагается, что при полной зарядке аппарат сможет достигать скорость в 140 километров в час. Размах крыла самолета больше, чем у Boeing 747, а весит он, обшитый сверхлегкими карбоновыми листами, гораздо меньше – всего лишь 2,3 тонны.

Кабина у самолета очень тесная, за штурвалом его сидит один человек – швейцарцы сменяют друг друга. Спать они планируют каждые два часа всего по 20 минут, чтобы не впадать в глубокий сон и среагировать на тревогу, если таковая случится. Вообще – во многом, видимо, из соображений безопасности – в проекте продумано все до мельчайших деталей: во время полета будут отслеживаться самочувствие пилота, температура моторов (эти показатели будет контролировать команда специалистов проекта), метеоусловия.

Кстати, вопрос естественных человеческих потребностей – сна, отправлений – тоже технически решен: кресла, в которых сидят создатели-энтузиасты, откидываются назад; они же выступают в роли туалетов. Не осталась без внимания и тема рациона: компания Nestle разработала  для пилотов специальную программу питания. 

Стоит отметить, что это уже не первый полет Solar Impulse: в июле 2010 года прототип нынешнего "солнцелета", пилотируемый Боршбергом, поднялся в воздух с аэродрома в Швейцарии и вернулся спустя 26 часов. Несмотря на то что проект отличался меньшим масштабом и, соответственно, не привлек такого широкого и пристального внимания, он достиг некоторых рекордных показателей для летательных аппаратов на солнечных батареях – по высоте и продолжительности полета. 

Интересные материалы: